Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Требования законодательства российской федерации в области охраны труда

Требования законодательства российской федерации в области охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда


Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников, занятых проведением работ по пайке и лужению изделий (далее — межотраслевые типовые инструкции), разработаны на основе положений Трудового Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3) и по охране труда при проведении работ по пайке и лужению изделий, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 41 (зарегистрированы в Минюсте России 16 июля 2002 г., N 3582). 1.1.1. Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <*> и Трудовым Российской Федерации <**>.

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» <*> (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации), Федеральным от 17 июля 1999 г.

N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <**>, Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <***>, межотраслевыми правилами по охране труда и иными нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» <*> (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации), Федеральным от 17 июля 1999 г.

N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <**>, Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <***>, межотраслевыми правилами по охране труда и иными нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.

4. Правила разработаны в соответствии с Трудовым Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3), Федеральным от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и другими нормативными правовыми актами по охране труда.

3702) и другими нормативными правовыми актами по охране труда. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» <*> (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации), Федеральным от 17 июля 1999 г.

N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <**>, Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <***>, межотраслевыми правилами по охране труда и иными нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке. <*> (п. 2) Трудового кодекса Российской Федерации.1.4.

При выполнении работ, не предусмотренных настоящими Правилами, следует руководствоваться межотраслевыми правилами по охране труда, правилами по охране труда других федеральных органов исполнительной власти, правилами безопасности, санитарными правилами и нормами, стандартами и другими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.

ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

  • В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.

(в ред.

Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ.

(см.

текст в предыдущей редакции) Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на: 1.

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; 2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ; 3. получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; 4.

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 7.

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 8.

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; 9. обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 10.

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; 11.

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; 12. компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (утв. ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1) (ред. от 18.07.1995)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБ ОХРАНЕ ТРУДА(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Настоящие Основы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Понятие охраны трудаОхрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.Статья 2.

Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действияЗаконодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами.Действие настоящих Основ распространяется на:предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;работодателей;работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;работников кооперативов;студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.Статья 3.
Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действияЗаконодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами.Действие настоящих Основ распространяется на:предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;работодателей;работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;работников кооперативов;студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны трудаГосударственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.Глава II.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДАСтатья 4. Право работника на охрану трудаКаждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.Статья 5.

Гарантии права работника на охрану трудаГосударство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями трудаНа тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Советом Министров — Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами.

Субъекты Российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ.Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДАСтатья 7.

Государственное управление охраной трудаГосударственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.Статья 8.

Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединенияхОтраслевые министерства и ведомства Российской Федерации, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.Статья 9.

Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятииРаботодатель обязан обеспечить:а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;б) соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно — профилактического обслуживания работников;г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;д) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;з) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;и) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;к) беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;л) своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;м) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;н) предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;о) обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Статья 10.

Обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятияхРаботник обязан:а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.Статья 11.

Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране трудаПроектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции — государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.На действующих предприятиях согласно положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности.Статья 12.

Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране трудаПроектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции — государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.На действующих предприятиях согласно положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности.Статья 12.

Обучение и инструктирование работников по охране трудаДля всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.Статья 13. Медицинские осмотрыРаботодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия.Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.Статья 14.

Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществНе допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.На предприятиях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.Статья 15. Подготовка специалистов по охране трудаГосударство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.Статья 16.

Экономический механизм обеспечения охраны трудаЭкономический механизм обеспечения охраны труда включает:планирование и финансирование мероприятий по охране труда;обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.Статья 17. Фонды охраны трудаФинансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджетах автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.Помимо перечисленных фондов охраны труда, могут создаваться общественные фонды охраны труда.Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.Статья 18.

Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производстваПрибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.Статья 19. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьемВозмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, регулируется Гражданским кодексом РСФСР и возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации.Статья 20. Ответственность предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий трудаЗа невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы.

Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 21.

Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране трудаНаучно-исследовательские, технологические и проектно — конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений.Статья 22. Ответственность предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране трудаПредприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.Статья 23.

Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями трудаДополнительные компенсации и льготы работникам, предоставленные с учетом специфики условий труда на конкретном предприятии, могут определяться коллективным договором или соглашением.Глава IV.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДАСтатья 24. Органы государственного надзора и контроляГосударственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статья 25.

Общественный контроль за охраной трудаОбщественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране трудаРаботодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 27. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране трудаЗа нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 28.

Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.ЕЛЬЦИНМосква, Дом Советов России.6 августа 1993 года.N 5600-1

Какими актами регулируется

В основу закона об охране труда легли основные нормативные акты России:

  1. федеральный закон №125 «Об обязательном страховании сотрудников от профзаболеваний и травматизма».
  2. Конституция РФ;
  3. трудовой Кодекс РФ;
  4. ФЗ №116 «О безопасности на производстве»;
  5. федеральный закон №197;
  6. ФЗ «Основы охраны труда в России»;

ФЗ №181 Законодательные акты поясняют, что в Конституции отражены права граждан и их жизни в обществе.

Согласно статье №7.2 здоровье людей на производственном объекте охраняется государством, а работодатели в свою очередь обязаны соблюдать нормы и обеспечивать полную безопасность. Отдельный пункт о гигиене описан в статье № 37.3.

Именно в Конституции прописано о том, что каждому работнику должен предоставляться периодический отдых. Отпуск должен оплачиваться на основе статьи №37.5, если сотрудник устроен официально и подписывал трудовой контракт.

В статье №39.1 указано, что если человек заболеет и предоставит работодателю справку от врача, то время отсутствия на рабочем место должно быть оплачено согласно штатному расписанию. О социальном обеспечении свидетельствуют поправки 41.1, где указано, что каждый работник имеет право на медицинскую помощь во время несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Если вред нанесен умышленно или на производстве халатное отношение к безопасности, подобное карается по всей строгости закона.

На заметку! Статья 42 дает гарантии того, что каждое рабочее место будет комфортабельным, иначе идет прямое нарушение законодательства. Нормативные акты

Статья 17. Фонды охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджете автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетах районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда.

Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.Помимо перечисленных фондов охраны труда могут создаваться общественные фонды охраны труда.Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.

Требования российского законодательства в области охраны труда существенно изменились

Вы здесь Опубликовано 2015-03-21 13:51 пользователем Olymp-BC С 1 января 2015 года обязанностей у работодателя в сфере охраны труда заметно прибавилось: стало необходимым создать Систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу. Система управления охраной труда: требования российского законодательства С 1 января 2015 года обязанностей у работодателя в сфере охраны труда заметно прибавилось: стало необходимым создать Систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ).

Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. СУОТ – часть общей структуры управления организацией, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников. Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда.

Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Спецификой создания СУОТ является применение системного подхода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом. Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е.

по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда — перейти от контроля обеспечения безопасности к управлению ею. Ответственность работодателя и штрафы за нарушения в области охраны труда Вступила в силу статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

, которая вносит ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: усиливает ответственность работодателей за нарушения в области охраны труда, увеличивает размеры штрафов, дифференцирует нарушения государственных нормативных требований охраны труда и меры наказаний.

СТАТЬЯ 5.27 КоАП РФ 1. За нарушение законодательства о труде и об охране труда:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. Штраф на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  3. на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

2.

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор):

  1. на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
  2. Штраф на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем:

  1. Штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  3. на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:

  1. на юридических лиц — от 50 000 до 70 000 рублей.
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей;
  3. Штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

5.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:

  1. на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
  2. на должностных лиц — дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  3. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей;
  4. Штраф на граждан в размере 5 тысяч рублей;

СТАТЬЯ 5.27.1 КоАП РФ 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи:

  1. Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельость без образования юридического лица, — от 2 000 до 5 000 рублей;
  3. на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.

2.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  2. Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  3. на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

3.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний:

  1. Штраф на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  2. на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
  3. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей;

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты:

  1. на юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей.
  2. Штраф на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  3. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 рублей;

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  3. на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вышеупомянутый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ также внес уже действующие изменения в области уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда, в частности, в статью 143 Уголовного кодекса РФ.

Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Статья 212.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (в ред.

Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; (в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред.

Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда. Административная ответственность наступает если:

  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  • сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве ( штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).
  • нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  1. контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.
  2. производственного контроля;
  3. специальной оценки условий труда (СОУТ);

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ.

Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора. Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ. Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.

Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+