Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - То и ремонт автомобиля на какой счет учета относим

То и ремонт автомобиля на какой счет учета относим

То и ремонт автомобиля на какой счет учета относим

Расходы на ремонт автомобиля


Важно Важно отметить, что избежать ведения двойного учета расходов на ремонт автомобилей можно только одним способом — необходимо выбрать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета единый порядок учета расходов на ремонт: либо путем включения в состав расходов суммы фактических расходов на ремонт, либо путем формирования резерва на ремонт основных средств.Рассмотрим порядок отражения расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.Как правило, в бухгалтерском учете расходы на ремонт включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат на его проведение в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006). Для целей налогообложения, согласно п.

1 ст.

Ответ:

Затраты организации в виде стоимости подрядных работ по техническому обслуживанию автомобиля признаются расходами по обычным видам деятельности по счетам учета затрат (20, 25, 26 и др.) на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ в полной стоимости, включая стоимость материалов и запчастей.

Отдельно отражать приобретение материалов для ремонта и использовать счета учета материалов компании не нужно.

Счета учета материалов могут использоваться компаниями, которые проводят ремонт и выставляют счета с выделением в них отдельной строкой материалов, запчастей. Причем по мнению контролирующих органов (письмо Минфина РФ от 19.07.2007 № 03-11-04/3/278), если отпуск используемых запасных частей и расходных материалов для ремонта автотранспортных средств осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, то в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н запасные части и материалы, стоимость которых не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта автотранспортных средств, следует учитывать не на счете 10 «Материалы», а на счете 41 «Товары».

При этом существует два мнения: реализация запчастей в данном случае признается или розничной торговлей, или частью ремонтных работ.

Из писем Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-11-11/74, от 09.03.2010 № 03-11-11/43, от 28.01.2010 № 03-11-11/20, от 29.12.2009 № 03-11-06/3/305 следует, что если договор либо акт на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену конкретных запчастей и общая стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую установку запчастей нужно рассматривать как неотъемлемую часть услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. В подпунктах 15 и 16 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств сказано, что договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать в том числе перечень оказанных услуг (выполненных работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, по нашему мнению, если в заказе-наряде на обслуживание автотранспорта стоимость использованных в работе запчастей выделена отдельной строкой, однако отдельный договор на покупку материалов не заключался, розничной торговли не возникает. Аналогичное мнение было высказано ФНС РФ в письме от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@, Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2010 № 14630/09, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.04.2009 № А65-12716/2008.

Подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (ст.

703 ГК РФ). Договором может быть предусмотрено, что запасные части, необходимые для проведения ремонта, приобретаются заказчиком и передаются подрядчику.

Если такого условия в договоре нет, ремонтные работы должны быть произведены иждивением подрядчика (п.

1 ст. 704 ГК РФ). Затраты организации в виде стоимости подрядных работ по ремонту основных средств признаются расходами по обычным видам деятельности на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп.

5, 7, 16 ПБУ 10/99). Материалы, запчасти, установленные в процессе техобслуживания автомобиля, не принимаются к учету отдельно от стоимости работ в качестве МПЗ, а отражаются вместе с затратами на ремонт по счетам учета затрат (20, 25, 26 и др.).

Поскольку в данном случае они не приобретаются у подрядчика отдельно, их стоимость фактически включена в итоговую стоимость работ по обслуживанию автомобиля. 33

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне.

В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись.

Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере .

Расходы на текущие затраты – мойку транспорта

Затраты, связанные с расходами на содержание транспорта, включают оплату мойки. Для учета необходимо наличие документов, выписанных с соблюдением правил.

При безналичных оплатах поставщик услуг должен предоставить акт с указанием марки и номера транспортного средства. Если услуги оплачиваются наличными средствами, предоставляется чек ККМ, БСО или иной документ, обладающий необходимыми реквизитами.

В документе должны быть указаны реквизиты, обязательные для первичной документации, данные о транспортном средстве и услуге. При указании в составе услуг дополнительных видов обслуживания автомоек их включение в состав расходов нежелательно и может вызвать вопросы проверяющих.

Бюджетный учет. Ремонт автомобиля – дело хлопотное

Организовать ремонт автомобиля сегодня не проблема.

А вот правильно определить, на какую статью расходов отнести сделанные затраты задача для бухгалтера-бюджетника непростая. Тем более Инструкцией № 25н в счета, задействованные для отражения таких операций, внесены некоторые изменения.Журнал Автомобиль давно перестал быть роскошью, а приобрел статус незаменимого средства передвижения. И, когда он ломается, работа любого учреждения выходит из привычного ритма.

Если автомобилю требуется мелкий ремонт, то его, как правило, проводят собственными силами. Когда же поломка серьезная, либо транспортному средству нужен капитальный ремонт, то в этом случае учреждение обращается к сторонней организации, например в автосервис. От того, каким способом производятся ремонтные работы, зависит, на какую статью расходов будут отнесены потраченные средства.

Ремонтируем своими силами Для проведения ремонта своими силами учреждение приобретает у поставщиков запасные части. Такая покупка, как и любая другая, оформляется накладной и счет-фактурой.

В них указываются наименование приобретенных запчастей, их количество, цена и сумма. При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в «Книге (карточке) учета материальных ценностей» по наименованию и количеству.

В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение налогом на добавленную стоимость. Об этом сказано в пункте 49 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. (далее – Инструкция № 25н). Учитываются запчасти на аналитическом счете 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Обращаем ваше внимание на то, что в названном счете изменился код аналитического счета.

В Инструкции № 70н он выглядел следующим образом: 1 105 05 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

По дебету счета 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» отражается стоимость поступивших запчастей, а по кредиту – стоимость запчастей, переданных в подразделение, которое осуществляет ремонт. Такое перемещение внутри организации происходит на основании требования-накладной (ф.

0315006). При покупке запасных частей у учреждения могут возникнуть и некоторые другие расходы, например: затраты на оплату транспортных услуг, если запчасти доставляются поставщиком за счет покупателя. Или для ремонта понадобилась редкая деталь. Чтобы ее найти, необходимы услуги организации, которая за плату предоставит информацию о том, где можно приобрести эту запчасть.

У бухгалтера может возникнуть вопрос, следует ли такие расходы учитывать при формировании фактической стоимости запасных частей.

Ответ на этот вопрос дан в пункте 49 Инструкции № 25н.

В нем, в частности, сказано, что фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования. Следует также обратить внимание на то, что, если на оказание названных услуг заключены отдельные договоры, фактическая стоимость материальных запасов формируется на основании произведенных затрат с использованием счета 0 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

(п.

73 Инструкции № 25н). Основным документом для отнесения на расходы стоимости запасных частей, использованных при ремонте является, «Акт о списании материальных запасов» (ф.

0504230). В этом документе следует указать, какой автомобиль отремонтирован и какие запасные части были использованы. Стоимость списанных запчастей относят в дебет счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов».

Пример 1Учреждение имеет на балансе автомобиль. Для проведения ремонта своими силами учреждение приобрело запчасти на сумму 8000 руб. (в том числе НДС – 1220 руб. 34 коп.).

Детали были оприходованы на склад материально ответственным лицом М.И.

Петренко. Далее запчасти по требованию-накладной переданы в гараж в подотчет водителю В.Ю. Кириллову для ремонта автомобиля.

По окончании работ был оформлен акт о выполненных работах. Все произведенные операции в учете бухгалтер оформит следующими записями:Дебет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» Кредит 1 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» – оприходованы запчасти – 8000 руб.; Дебет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» Кредит 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» – запчасти переданы со склада (м.

о. л. М.И. Петренко) в гараж (м. о. л. В.Ю. Кириллову) для ремонта – 8000 руб.;Дебет 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов» Кредит 1 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» – списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте, – 8000 руб.

Кому ремонтировать арендованный автомобиль?Учреждение наравне с собственным транспортом может использовать и арендованный. При этом автомобили, взятые в аренду, также требуют ремонта.

В данной ситуации возникает вопрос на ком лежит обязанность ремонтировать такой транспорт? Ответ на поставленный вопрос будет зависеть от условий договора аренды транспортных средств.

Именно в нем участники сделки должны предусмотреть, кто осуществляет расходы, связанные с ремонтом автомобиля. Если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение данных расходов арендодателем не предусмотрено, то затраты на ремонт будут учитываться у арендатора. Порядок отражения операций по ремонту собственных автомашин, распространяется и на арендованные транспортные средства.Чиним автомобиль в сервисе Если в автомашине произошла серьезная поломка, для устранения которой требуются специалист и особое оборудование, то учреждение, как правило, обращается в специализированную мастерскую.

Для этого со сторонней организацией следует заключить договор, в котором необходимо прописать стоимость работ.

В соответствии с приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее – Приказ № 152н) затраты на оплату услуг по проведению ремонта относят на подстатью 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества» экономического классификатора расходов (ЭКР). Однако в данной ситуации возникает вопрос, а на какую подстатью ЭКР отнести стоимость указанных в договоре запчастей?

Однако в данной ситуации возникает вопрос, а на какую подстатью ЭКР отнести стоимость указанных в договоре запчастей? Логично было бы предположить, что если предметом договора является оказание услуг по ремонту автомобиля, то стоимость запчастей (выделенную или не выделенную в контракте), как и саму услугу по ремонту, следует учитывать на подстатье 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества».

Однако не все так просто в данном вопросе, и дискуссия, развернувшаяся среди бухгалтеров-бюджетников на форуме сайта – яркое тому подтверждение.

Дело в том, что Казначейство отказывается принимать платежные поручения по подстатье 225 ЭКР по договорам, в которых указаны необходимые для ремонта запчасти.

Свои действия они обосновывают Приказом № 152н. Ремонтная организация обязана выделять в своих документах стоимость работ, запасных частей и материалов, которые используются при ремонтных работах.

Но учреждение в данной ситуации выступает как потребитель услуги в виде ремонта автомобиля и не покупает отдельно запчасти. Иными словами материально ответственное лицо не получает их на основании доверенности по накладной ТОРГ-12 и детали не приходуются на счет 1 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Но, чтобы бухгалтер смог отнести затраты на подстатью 225 ЭКР и у Казначейства не было повода отказать в приеме платежки, нужно, чтобы мастерская оформила договор, счет, акт о выполненных работах и счет-фактуру на ремонтные услуги или текущее обслуживание с указанием конкретного вида работ. Например, замена масла моторного – 1500 рублей, замена задних стоек – 7000 рублей.

В платежном поручении, в графе назначение платежа следует указать «за ремонт автомобиля по счету…».

Пример 2Учреждение заключило договор с ремонтной мастерской на ремонт автомобиля. Договорная стоимость ремонта – 50 000 руб. Согласно смете стоимость ремонтных работ составила 20 000 руб.

(в том числе НДС – 3050 руб. 85 коп.), стоимость запчастей – 30 000 руб. (в том числе НДС – 4576 руб. 27 коп.). По окончании ремонта подписан акт выполненных работ.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены такими записями:Дебет 1 401 01 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества» Кредит 1 302 08 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества» – отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля – 50 000 руб.Ремонт ваш, запчасти наши Кроме названных способов организовать ремонт транспортного средства можно, например, и так: ремонтные работы выполняет сторонняя организация, а все нужные запасные части приобретает учреждение.

В этом случае затраты на услуги по ремонту следует отнести на подстатью 225 ЭКР, а устанавливаемые запчасти – на счет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».Пример 3Учреждение заключило с мастерской договор на ремонт автомобиля.

Стоимость работ составляет 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.).

Запасные части для ремонта учреждение приобрело самостоятельно на сумму 9440 руб. (в том числе НДС – 1440 руб.).

Запчасти были оприходованы на склад (м.о.л. М.И. Петренко). Затем их передали в эксплуатацию согласно требованию-накладной водителю В.Ю. Кириллову, который доставил их в автосервис.

По окончании ремонта подписан акт выполненных работ. Все эти хозяйственные операции в бухгалтерском учете будут оформлены следующими записями:Дебет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» Кредит 1 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» – оприходованы запчасти – 9440 руб.;Дебет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» Кредит 1 105 06 340«Увеличение стоимости прочих материальных запасов» – запчасти переданы со склада (м.

о. л. М.И. Петренко) в подразделение (м. о. л. В. Ю. Кириллов) – 9440 руб.;Дебет 1 401 01 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества» Кредит 1 302 08 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества» – отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля – 5900 руб.; Дебет 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов» Кредит 1 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» – списана на расходы сумма использованных запасных частей – 9440 руб.О.

В. ГОРШЕНИНА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет» Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

К какой статье расходов отнести ремонт авто

  1. по статье 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов» отражается оплата запасных частей к ТС, которые приобретаются с целью его ремонта (как силами самого учреждения, так и сторонней организации);
  2. по подстатье 272 КОСГУ «Расходование материальных запасов» – выбытие с баланса учреждения запасных частей, предназначенных для установки на ТС при проведении ремонта силами как самого учреждения, так и сторонней организации.
  3. по подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» отражаются расходы (и их оплата), связанные с оказанием услуг (проведением работ) по ремонту автотранспорта. Сюда же относятся услуги (работы) по диагностике ТС, которую проводят, чтобы понять, необходим ли ему ремонт и если да, то в каком объеме;

Факт замены запчастей может быть подтвержден актом сдачи-приемки выполненных работ, Актом о приемесдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и иными аналогичными документами.

Кроме того, отметку о замене запчастей на конкретном ТС можно проставить в дополнительной графе (строке) в перечисленных выше первичных документах, подтверждающих их выбытие с баланса.

Такое право учреждений закреплено в п. 7 Инструкции № 157н, в разделе 1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Оформление страховки по ОСАГО

В соответствии с п.

1 ст. 4Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

(далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным.

В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ; ст. 1, 5, п. 1, 2 ст. 8, ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов.

Напомним, что согласно п. 302 Инструкции № 157н[1] для учета таких расходов предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов». В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п.

302 Инструкции № 157н). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п.

256 Инструкции № 157н). Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства. В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н[2]: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Перечислены денежные средства в страховую организацию 2 302 26 000 2 201 11 000 18 12 000 Отражены расходы на ОСАГО 2 401 50 226 2 302 26 000 12 000 В течение страхового года ежемесячно расходы будущих периодов относятся на текущий финансовый результат (12 000 руб.

/ 12 мес.) 2 109 60 226 2 401 50 226 1 000

Списание вышедших из строя запасных частей

, установленных на транспортные средства (учитываемых на счете 09), оформляется документом Списание материалов (Забалансовый учет).

В документе указываются счет забалансового учета — 09, водитель транспортного средства (средств), вышедшие из строя запасные части и их количество, транспортное средство, на котором они были установлены, и причина списания.

Табличную часть документа удобно заполнять с помощью кнопки Подбор. В обработке Подбор НФА в документы (подбор нефинансового актива) будут указаны все запасные части, учитываемые на счете 09 по указанному центру материальной ответственности.

В спецификации подбора следует выбрать списываемые запчасти и указать их количество.

Следует отметить, что с помощью Подбора можно списать все запасные части, числящиеся за списанным с учета автомобилем.

Для этого в настройке параметров обработки Подбор НФА в документы следует указать списанное транспортное средство и нажать кнопку Выбрать все.

Все запасные части, числящиеся за указанным транспортным средством, будут перенесены в спецификацию документа Списание материалов (Забалансовый учет) с указанием учетного количества и стоимости.

При проведении документа формируются проводки по кредиту счета 09.

Согласно Инструкции по бюджетному учету списание материальных ценностей с забалансового счета 09 осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Поэтому в качестве печатной формы к документу Списание материалов (Забалансовый учет) можно сформировать Справку по форме 0504833.

Решение

Существенные затраты на ремонт и обслуживание объектов основных средств, проводимые с периодичностью свыше 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе внеоборотных активов, в составе показателя, детализирующего строку «Основные средства», например, «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств» (см. Иллюстративный пример № 1). Данная норма относится к затратам, не связанным с заменой частей основных средств (п.

8 настоящей Рекомендации). В случае, когда в ходе ремонта и обслуживания происходит замена частей, рекомендуется использовать схему учета частичной ликвидации объекта основных средств. В частности, необходимо произвести уменьшение стоимости основного средства на сумму остаточной стоимости выбывающей части и увеличить стоимость основного средства на сумму затрат по приобретению новой части, а также на сумму иных связанных затрат (например, затраты на монтаж этой части) (см. Иллюстративный пример № 3). Затраты на замену частей основных средств включаются в стоимость объектов основных средств.

Затраты на ремонт и обслуживание основных средств, осуществляемые с целью восстановления их полезных свойств и продления возможностей их эксплуатации в будущем, проводимые с периодичностью менее 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются текущими расходами периода, в котором они были понесены.

Затраты на ремонт и обслуживание в случае их несущественности по отдельности или в совокупности, рекомендуется учитывать в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей Рекомендации. Порядок отражения затрат на ремонт и обслуживание основных средств на счетах бухгалтерского учета устанавливается экономическим субъектом самостоятельно.

Учет автотранспортных средств

С.Ю.

Матвеев, эксперт 1. Приобретение автотранспортных средств При приобретении автотранспортного средства по договору купли-продажи необходимо получить от продавца счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного транспортного средства от поставщика.

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (унифицированная форма N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), утвержденного руководителем организации. На основании этого документа бухгалтерия организации открывает на автотранспортное средство инвентарную карточку (унифицированная форма N ОС-6).
На основании этого документа бухгалтерия организации открывает на автотранспортное средство инвентарную карточку (унифицированная форма N ОС-6).

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, транспортные средства относятся к основным средствам. Для целей бухгалтерского учета основные средства учитываются по первоначальной стоимости, которой согласно п.

8 ПБУ 6/01 признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В первоначальную стоимость приобретенного автотранспортного средства включается стоимость автомобильных шин, находящихся на колесах и в запасе при автотранспортном средстве.

Фактическими затратами на приобретение автотранспортного средства является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором, заключенным с поставщиком, а также регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортных средств включаются затраты организации по их приведению в пригодное для использования состояние.

Это могут быть расходы, связанные с установкой дополнительного оборудования, автосигнализации, проведением антикоррозийной обработки и др.

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах). Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением НДС, отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены капитальные вложения на приобретение служебного автомобиля. Сумма НДС по приобретенному легковому автомобилю отражается записью: Д-т 19

«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т 60 — учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету в соответствии с п.

38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания по учету основных средств), осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Таким образом, до тех пор пока автомобиль не прошел государственную регистрацию в ГИБДД, он числится в бухгалтерском учете организации на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Государственная регистрация автотранспортного средства в ГИБДД отражается следующими записями: Д-т 08 К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражена сумма регистрационного сбора; Д-т 76 К-т 51 «Расчетные счета» — уплачен регистрационный сбор.

При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся в дебет счета учета основных средств (п. 27 Методических указаний по учету основных средств): Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 — отражена передача автотранспортных средств в эксплуатацию. Если суммовая разница возникает после даты принятия объекта к учету на счете 01, то организация имеет все основания отнести ее на счет 91 и учесть в составе прочих доходов или расходов.

Этот вывод сделан на основании п. 14 ПБУ 6/01, в котором в качестве общего правила содержится запрет на изменение стоимости основных средств, по которой они приняты к учету.

Несовпадение первоначальной бухгалтерской и налоговой стоимости автотранспортного средства приводит к тому, что суммы амортизации, начисляемые в бухгалтерском учете, будут отличаться от сумм амортизации, начисленных в налоговом учете, даже если сроки полезного использования и способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете по данному объекту будут одинаковыми.

Это, в свою очередь, приводит к образованию постоянных и (или) временных разниц, которые подлежат учету в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. В бухгалтерском учете начисление отложенного обязательства отражается следующей записью: Д-т 68 «налог на прибыль» К-т 77.

В бухгалтерском учете начисление отложенного обязательства отражается следующей записью: Д-т 68 «налог на прибыль» К-т 77. В дальнейшем образовавшаяся налогооблагаемая временная разница будет постепенно погашаться по мере начисления амортизации по автомобилю.

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость автотранспортного средства, приобретенного по договору купли-продажи, определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Таким образом, правила формирования первоначальной стоимости автотранспортного средства в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают.

При этом надо учитывать, что для ряда расходов главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета, и такие расходы, даже если они фактически связаны с приобретением автотранспортного средства, должны учитываться для целей налогообложения прибыли именно в этом особом порядке.

Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее — Методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ), к таким расходам относятся: — расходы, не учитываемые для целей налогообложения, например сверхнормативные суточные (ст. 270 НК РФ); — расходы, отнесенные главой 25 НК РФ к внереализационным, например проценты по заемным средствам или суммовые разницы (ст. 265 НК РФ); — прочие расходы, для которых отдельными положениями главы 25 НК РФ установлен особый порядок их признания в уменьшение прибыли.

Перечень прочих расходов приведен в подпунктах 2-5 п.

1 ст. 253 НК РФ. Статьей 171 НК РФ закреплено, что из общей суммы НДС, причитающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им на территории Российской Федерации при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности.

Данное списание производится в полном объеме после принятия объекта основных средств к учету (п.

1 ст. 172 НК РФ). Исключений для служебных автомобилей и микроавтобусов не сделано; следовательно, бухгалтер имеет право делать следующую проводку: Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т 19 — предъявлена к зачету сумма НДС по приобретенному служебному автотранспортному средству.

Пример 1. В 2001 году организация приобрела легковой автомобиль для служебных целей с мощностью двигателя 90 л .с. по цене 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.).

За регистрацию автомобиля в ГИБДД организация уплатила регистрационный сбор в размере 1000 руб.

Все расчеты были осуществлены в безналичной форме. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Д-т 08 К-т 60 — 200 000 руб. — отражена стоимость приобретения легкового автомобиля; Д-т 19 К-т 60 — 36 000 руб.

— отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю; Д-т 08 К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 1000 руб.

— отражены суммы, уплаченные за постановку на учет в ГИБДД, выдачу номерных знаков и тому подобные расходы; Д-т 60 К-т 51 — 236 000 руб.

— оплачены счета по приобретению легкового автомобиля; Д-т 01 К-т 08 — 201 000 руб. — оприходован легковой автомобиль по полной первоначальной стоимости; Д-т 68 К-т 19 — 36 000 руб. — принята к зачету сумма НДС по покупке легкового автомобиля (после государственной регистрации).

В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принятие к учету приобретаемого транспортного средства должно осуществляться на момент перехода права собственности.

Как показывает практика, многие бухгалтеры принимают транспортные средства к учету либо при отсутствии акта приема-передачи (формы N ОС-1), либо при его наличии, но без увязки даты составления акта и даты перехода права собственности, что также приводит к неправомерному отражению в балансе имущества, не являющегося собственностью организации. Нередко дата перехода права собственности на приобретаемое транспортное средство может быть иной, нежели момент передачи автомобиля и подписание сторонами акта приема-передачи. 2. Амортизация автотранспортных средств В бухгалтерском учете амортизация автотранспортных средств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 6/01.

При принятии автотранспортного средства к бухгалтерскому учету определяется срок его полезного использования и способ начисления амортизации. Для установления срока полезного использования автотранспортного средства, приобретенного после 1 января 2002 года, может использоваться Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация). Срок полезного использования, установленный в момент принятия автотранспортного средства к учету, в общем случае изменению не подлежит.

Из этого правила есть только одно исключение: срок полезного использования может быть пересмотрен (увеличен) по окончании реконструкции или модернизации автотранспортного средства, если в результате проведенных работ выявлено улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей его функционирования.

Для целей бухгалтерского учета амортизация автотранспортного средства может начисляться одним из четырех способов: — линейным; — способом уменьшаемого остатка; — способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; — способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации бухгалтерским законодательством не установлено. Есть только одно требование: по группе однородных объектов амортизация должна начисляться одним способом.

Это значит, что если в организации есть два легковых автомобиля, то амортизироваться они должны одним способом: нельзя, например, начислять амортизацию по одному автомобилю линейным способом, а по второму — способом уменьшаемого остатка. Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортному средству начисляется в порядке, предусмотренном ст. 258 и 259 НК РФ. При принятии автотранспортного средства к налоговому учету прежде всего необходимо определить, к какой амортизационной группе в соответствии с Классификацией оно относится.

Всего для целей налогообложения предусмотрено 10 амортизационных групп.

Отнеся автотранспортное средство к конкретной амортизационной группе, организация самостоятельно выбирает любой срок его полезного использования (в месяцах) в рамках тех сроков, которые установлены для данной амортизационной группы. Никакого дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, принятого для объекта в рамках установленных для амортизационной группы сроков, не требуется (см.

разд. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ).

Если организация приобрела не новое автотранспортное средство, то она может определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации объекта предыдущими собственниками (п.

12 ст. 259 НК РФ). Иными словами, амортизационные отчисления могут рассчитываться исходя из оставшегося срока службы автотранспортного средства. Если срок фактического использования у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок полезного использования, определяемый согласно Классификации, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования автотранспортного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Пример 2. Организация приобрела подержанный автомобиль.

Договорная стоимость автомобиля — 118 000 руб (в том числе НДС — 18 000 руб.). За регистрацию автомобиля в ГИБДД организация уплатила регистрационный сбор в размере 1000 руб. Срок службы автомобиля у предыдущего владельца — 2 года.

Норма амортизации — 14,3 %, нормативный срок службы — 7 лет.

Предполагаемый срок службы у покупателя составит 5 лет; при этом годовая сумма амортизации у нового собственника автомобиля будет составлять 20 200 руб.

[(100 000 руб. + 1000 руб.) : 5 лет], в том числе ежемесячная — 1683 руб., или 20 % в год. В бухгалтерском учете операции по приобретению автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации, отражаются следующим образом: Д-т 08 К-т 60 — 100 000 руб.

— отражена стоимость приобретения легкового автомобиля по договору; Д-т 19 К-т 60 — 18 000 руб.

— отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю; Д-т 08 К-т 76 — 1000 руб.

— отражены суммы, уплаченные за постановку на учет в ГИБДД, прохождение технического осмотра и выдачу номерных знаков; Д-т 76 К-т 51 — 1000 руб. — оплачены счета, связанные с постановкой на учет в ГИБДД; Д-т 60 К-т 51 — 118 000 руб.

— оплачены счета, связанные с приобретением автомобиля; Д-т 01 К-т 08 — 101 000 руб. — оприходован приобретенный легковой автомобиль по полной первоначальной стоимости (по унифицированной форме N ОС-1); Д-т 68 К-т 19 — 18 000 руб. — принята к вычету сумма НДС по покупке легкового автомобиля.

Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного списания его стоимости или выбытия бухгалтер будет делать следующую проводку: Д-т 20 «Основное производство» К-т 02 «Амортизация основных средств» — 1683 руб.

— начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц. Налоговое законодательство, так же как и бухгалтерское, предусматривает возможность увеличения срока полезного использования объекта основных средств, введенного в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения произошло увеличение срока полезного использования объекта.

Для целей налогообложения срок полезного использования объекта можно увеличить только в пределах, установленных для той амортизационной группы, в которую включен этот объект основных средств. Несовпадение правил налогового и бухгалтерского учета основных средств становится причиной расхождения данных бухгалтерского и налогового учета.

Это, в свою очередь, требует от организации отражения в бухгалтерской отчетности суммы постоянных и временных разниц в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.

3. Учет ремонта автотранспортных средств Восстановление свойств основных средств производится посредством ремонта (текущего, среднего, капитального), а также посредством реконструкции или модернизации. В соответствии с действующим законодательством капитальным ремонтом автотранспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится разборка тех или иных агрегатов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание агрегатов. Отметим, что при капитальном ремонте не происходит улучшения технических характеристик автомобиля.

Пример 3. Организация имеет на своем балансе автомобиль. В ходе капитального ремонта автомобиля были израсходованы запасные части на сумму 94 400 руб.

(в том числе НДС — 14 400 руб.). Стоимость частей автомобиля, снятых во время ремонта, составила 20 000 руб. Ремонт производился хозяйственным способом.

Заработная плата рабочих, производивших ремонт, налоги, связанные с зарплатой, и другие расходы составили 5000 руб. В бухгалтерском учете операции, связанные с капитальным ремонтом автомобиля, отражены следующими записями: Д-т 10 «Материалы» К-т 60 — 80 000 руб.

— оприходованы новые запасные части к автомобилю; Д-т 19 К-т 60 — 14 400 руб. — отражен НДС по новым запчастям к автомобилю; Д-т 60 К-т 51 — 94 400 руб. — отражены суммы, уплаченные поставщику за новые запасные части; Д-т 68 К-т 19 — 14 400 руб. — принята к вычету сумма НДС по покупке новых запасных частей; Д-т 20, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 10 — 80 000 руб.

— принята к вычету сумма НДС по покупке новых запасных частей; Д-т 20, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 10 — 80 000 руб.

— списана стоимость запасных частей, установленных на автомобиль; Д-т 20, 26, 44 К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 5000 руб.

— отражены затраты, связанные с ремонтом автомобиля; Д-т 10 К-т 91 «Прочие доходы и расходы» — 20 000 руб.

— оприходованы старые запасные части. Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств, являющихся основными средствами, отражаются в общеустановленном порядке по статье «Расходы на ремонт основных средств».

Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части».

На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте.

Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (счет 01). В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности.

При этом нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств: 1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены; 2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств; 3) учет расходов на ремонт можно вести с применением счета расходов будущих периодов.

Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из вышеприведенных способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта.

Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации. Пример 4. Организация осуществляет капитальный ремонт автомобиля на сумму 236 000 руб.

(в том числе НДС — 36 000 руб.). В бухгалтерском учете организации операции по капитальному ремонту автомобиля отражаются следующим образом: Д-т 97 «Расходы будущих периодов» К-т 60 — 200 000 руб.

— отражена стоимость капитального ремонта автомобиля; Д-т 19 К-т 60 — 36 000 руб. — выделен НДС по ремонту автомобиля; Д-т 60 К-т 51 — 236 000 руб.

— оплачены услуги по ремонту автомобиля; Д-т 68 К-т 19 — 36 000 руб.

— принята к вычету сумма НДС по ремонту автомобиля. Ежемесячно в течение года осуществляется следующая проводка: Д-т 44 К-т 97 — 16 667 руб. — списаны затраты по ремонту автомобиля на издержки обращения. При создании резерва на проведение ремонта отчисления определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и нормативных отчислений, утверждаемых организацией в установленном порядке.
При создании резерва на проведение ремонта отчисления определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и нормативных отчислений, утверждаемых организацией в установленном порядке.

В бухгалтерском учете создание резерва на проведение ремонта отражается следующим образом: Д-т 20, 26, 44 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» — отражены ежемесячные отчисления в резерв на проведение ремонта.

Если у автомобиля, требующего ремонта либо попавшего в дорожно-транспортное происшествие, необходимо произвести замену кабины, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, необходимо учитывать следующее: — номерные запасные части должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе основных средств независимо от их стоимости; — если в карточке учета основного средства не указана стоимость вышеуказанных номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации необходимо получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей; — при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей. Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения (см.

ст. 260 НК РФ): 1) расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; 2) под предстоящие ремонты основных средств может формироваться резерв для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.

Выбранный организацией способ учета расходов на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Величина расходов на ремонт основных средств формируется в налоговом учете посредством суммирования всех расходов, связанных с ремонтом (стоимость запасных частей, расходных материалов, расходы на оплату труда, стоимость работ, выполненных сторонними силами, и т.д.). Если налогоплательщик не образует резерв на ремонт основных средств, то сумма расходов на ремонт, сформированная в течение текущего месяца, включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.

4. Выбытие автотранспортных средств При непригодности объектов автотранспортных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание вышеуказанных объектов в организации создается комиссия. Результаты принятого комиссией решения оформляются Актом о списании автотранспортных средств (унифицированная форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект.

Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии. На основании оформленных актов на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии. В бухгалтерском учете списание основных средств отражается отнесением результата по данной операции на финансовые результаты организации (п.

82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Что касается НДС, уплаченного при приобретении автотранспортного средства и возмещенного из бюджета, то он должен быть восстановлен в части, касающейся остаточной стоимости автомобиля, за минусом суммы НДС, приходящейся на стоимость оприходованных запасных частей. В дальнейшем эта разница списывается либо за счет прибыли, либо за счет полученной страховой суммы.

5. Продажа автотранспортных средств В бухгалтерском учете операции по продаже автотранспортных средств, учитываемых в составе основных средств организации, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

При этом у организации-продавца возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости реализованного транспортного средства. Для целей налогообложения прибыли доход от реализации автотранспортного средства уменьшается на его остаточную стоимость, а также на сумму расходов, связанных с реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом остаточная стоимость автотранспортного средства определяется на основании данных налогового учета и может не совпадать с данными бухгалтерского учета (особенно это касается транспортных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года).

Поэтому величина прибыли (убытка), полученной(го) при реализации автотранспортного средства, в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать. Кроме того, главой 25 НК РФ предусмотрен особый порядок признания убытка, полученного от реализации амортизируемого имущества.

Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования реализованного объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором объект был реализован (п. 3 ст. 268, ст. 323 НК РФ). При реализации объектов амортизируемых основных средств велика вероятность расхождения данных бухгалтерского и налогового учета.

Если объект реализуется с прибылью, то сумма полученной прибыли в налоговом учете может отличаться от суммы прибыли, выявленной на счетах бухгалтерского учета.

Такая ситуация может возникнуть в случае, если величина остаточной стоимости реализованного объекта в налоговом учете не совпадает с величиной остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

Несовпадение данных бухгалтерского и налогового учета ведет к необходимости применения положений ПБУ 18/02. Самое главное — правильно определить причины расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Этими причинами могут быть: — несовпадение первоначальной стоимости автотранспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете; — начисление амортизации по объекту в бухгалтерском и налоговом учете различными способами; — применение специальных коэффициентов при начислении амортизации в налоговом учете.

В зависимости от причин несовпадения данных бухгалтерского и налогового учета сумма, на которую бухгалтерская прибыль, полученная от реализации объекта основных средств, отличается от величины налоговой прибыли, может быть квалифицирована: — как постоянная разница; — как погашение временной налогооблагаемой разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту; — как погашение вычитаемой временной разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту. Если объект реализуется с убытком, то при реализации основного средства возникает вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива.

Вычитаемая временная разница возникает в том периоде, когда имел место факт реализации.

Величина вычитаемой временной разницы равна сумме выявленного в налоговом учете убытка, подлежащей списанию постепенно в течение оставшегося срока полезного использования реализованного объекта. В дальнейшем вычитаемая временная разница постепенно погашается в течение всего периода списания суммы полученного убытка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 268 НК РФ. 6. Учет горюче-смазочных материалов Учет ГСМ осуществляется на счете 10 «Материалы», субсчет «Топливо», только в случае, если они изначально предназначены для использования внутри организации, то есть для заправки собственного автотранспорта.

Для учета ГСМ возникает необходимость открытия к счету 10 субсчетов второго, третьего и четвертого порядков, например: счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складе», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-96» или счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «Бензин АИ-96», субсчет «На складе».

Организации приобретают ГСМ за наличный расчет или безналичным путем. При безналичном расчете оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (типовая форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты.

Кроме того, получение ГСМ возможно на автозаправочных станциях, с которыми у организаций имеются соглашения о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты (как с выдачей талонов на право заправки, так и без них).

В бухгалтерском учете организации оплата ГСМ безналичным путем отражается следующим образом: Д-т 10 субсчет «Топливо» К-т 60, 76 — оприходована стоимость ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией; начисление комиссионного вознаграждения; прочие затраты, включаемые в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в фактическую себестоимость ГСМ); Д-т 19 К-т 60, 76 — отражена сумма НДС по закупленным ГСМ.

При использовании счетов 15

«Заготовление и приобретение материальных ценностей»

и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», что должно быть закреплено в учетной политике организации, операции по приобретению ГСМ отражаются следующим образом: Д-т 15 К-т 60, 76 — отражена фактическая стоимость ГСМ; Д-т 19 К-т 60, 76 — отражена сумма НДС; Д-т 10 К-т 15 — оприходованы ГСМ по принятым в организации учетным ценам; Д-т 16 К-т 15 — учтены разницы между фактическими суммами затрат на приобретение ГСМ и учетными ценами или Д-т 15 К-т 16.

При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ либо лимитных карт оформляются следующие проводки: Д-т 62 К-т 51 — перечислены суммы в порядке предварительной оплаты талонов или лимитных карт; Д-т 50 «Касса» субсчет «Денежные документы» К-т 60 — получены талоны в кассу; Д-т 19 К-т 60 — отражены суммы НДС по ГСМ в порядке прав их приобретения по талонам или лимитным картам; Д-т 60 К-т 62 — зачтен аванс за талоны; Д-т 71 К-т 50 субсчет «Денежные документы» — выданы талоны водителю под отчет; Д-т 10 К-т 71 — отражен отчет по путевому листу; Д-т 20 К-т 10 — списаны на затраты расходы по ГСМ (в соответствии с нормами расходов). Чаще всего закупка ГСМ все же осуществляется за наличный расчет. Для этого водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства.

При выдаче средств под отчет необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства: — при наличии остатка по лицевому счету подотчетного лица новый аванс может быть выдан только при представлении отчета по предыдущему (предыдущим) авансу (авансам); — не допускается выдача средств лицу, с которым организацией не заключен трудовой договор (контракт); — в организации должны быть установлены сроки и порядок отчетности подотчетных сумм.

Общепринято, что величина сумм наличных денежных средств для приобретения топлива, подлежащих выдаче под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода топлива, а при работе в междугородном или межобластном сообщении — исходя из величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания. При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового пробега, утвержденных в организации линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и на территориях маршрута следования, количество рабочих дней в неделе, величины заправок непосредственно на предприятии (при наличии хранилищ, других условий и возможностей для заправки).

Стоимость расхода топлива при работе на дальних маршрутах исчисляется, кроме того, с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами, в размере до 15 % общего пробега по маршруту и т.п. В бухгалтерском учете операции по выдаче наличных денежных средств под отчет для закупки ГСМ отражаются следующим образом: Д-т 71 К-т 50 — выданы наличные деньги под отчет; Д-т 10 К-т 71 — оприходованы ГСМ; Д-т 50 К-т 71 — оприходован остаток подотчетных сумм или Д-т 71 К-т 50 — выдана из кассы сумма перерасхода. Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.

При установлении норм расхода топлива на автотранспортные средства предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003. Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы.

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса.

Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. По нашему мнению, в организации должны быть утверждены внутренним приказом нормы расхода топлива на зимний и летний периоды, рассчитанные с учетом необходимости служебных разъездов (в силу специфики деятельности организации) на основе утвержденных норм Минтранса России.

Во всех случаях нормы расходы топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с «зимних» норм расхода на «летние» осуществляется по приказу руководителя предприятия.

Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (подпункт 5 п.

1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, — к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 11 п.

1 ст. 264 Кодекса). Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т.д.). 7. Учет автомобильных шин В настоящее время порядок списания автомобильных шин регламентируется Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

В соответствии с п. 42, 43 вышеуказанной Инструкции в составе расходов на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.

Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Для правильной организации бухгалтерского учета шин необходимо иметь в виду, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от того, каким образом они поступают в организацию, относятся к различным статьям баланса. Так, автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем или прицепом (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных средств (на счете 01).

Шины, поступающие на предприятия для замены изношенных, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части».

Для определения основания передачи автомобильных шин в эксплуатацию необходимо установить, с какой целью они будут использованы. Шины могут быть переданы: — для замены изношенных или пришедших в негодность по другим причинам; — для сезонной смены («летние», «зимние», «демисезонные»); — для замены изношенных сезонных. Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам.

В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.

Если выдаются сезонные шины, то их стоимость должна учитываться на счете 10, раздел аналитического учета «Автомобильные шины в эксплуатации».

Стоимость сезонных шин, изношенных или пришедших в негодность по другим причинам, можно отнести на счета учета издержек производства и обращения. 8. Страхование транспортных средств Страхование транспортных средств в Российской Федерации осуществляется на основании договоров имущественного страхования, заключаемых в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

, Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ), иных федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов.

Расходы юридических лиц — владельцев транспортных средств, заключивших договор страхования транспортного средства, в силу п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, для целей бухгалтерского учета признаются операционными расходами. В бухгалтерском учете произведенные расходы отражаются следующим образом: Д-т 97 К-т 51 — отражена сумма страховой премии, уплаченной по заключенному договору страхования транспортных средств; Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 97 — отнесена на расходы сумма страховых платежей за соответствующий отчетный период.

Согласно п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по добровольным видам страхования включаются для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

При использовании метода начисления расходы на страхование транспортных средств признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ). Если же уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Страховое возмещение, получаемое организацией — владельцем транспортного средства при наступлении страхового случая, в силу п.

9 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признается в составе чрезвычайных доходов: Д-т 51 К-т 91 — отражена сумма страхового возмещения, уплаченная страховщиком.

Для целей налогообложения прибыли сумма поступившего страхового возмещения признается внереализационными доходом организации (ст.

250 НК РФ). С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон N 40-ФЗ. Бухгалтерский учет расходов по обязательному страхованию ведется в том же порядке, что и при добровольном страховании транспортных средств. На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций.

Поскольку рассматриваемые страховые тарифы носят обязательный характер и утверждены постановлением Правительства РФ, вся сумма, уплаченная по договору обязательного страхования, признается расходом при исчислении налога на прибыль. Так как срок данного договора составляет один год, то согласно п.

2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ признание расходов по нему производится равномерно в течение срока действия договора обязательного страхования.

Если же организация использует кассовый метод, то признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 2 ст. 318, п. 3 ст. 273 НК РФ). Источник: . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Бухгалтерский учет

Ремонт может быть проведен двумя способами:

  1. подрядным способом;
  2. хозяйственным способом.

В первом случае, ремонтные работы проводится с помощью сторонних подрядных организаций, с которыми заключается договор подряда, после окончания работ подрядчик составляет сметы выполненных работ. Во втором случае, ремонтные работы выполняется собственными силами. Затраты на ремонт объектов основных средств относятся на счета учета производственных издержек, то есть включаются в себестоимость продукции с помощью проводок: Д20 (23, 25, 26, 44) К10 (60, 70, 69).

Если же расходы составляют значительную сумму, то организация может осуществлять ремонтные работы за счет заранее сформированного резерва. Этот резерв образуется путем постепенного включения определенных сумм в состав себестоимости продукции в течении длительного времени, при этом выполняются проводки Д 20 (23, 25, 26) К96, где счет 96 именуется «Резерв предстоящих расходов», на котором по кредиту и формируется резерв.

Сумма ежемесячных отчислений на формирование резерва определяется, как 1/12 от годовой стоимости ремонта по смете. В процессе проведения ремонта все затраты списываются на счет этого резерва с помощью проводок: Д96 К10 (70, 60, 69.).

Если в конце года по кредиту счета 96 остались средства (то есть сумма, необходимая для ремонта оказалась меньше сформированного резерва), то оставшиеся средства списываются на 91 счет проводкой Д96 К91/1, таким образом счет 96 закрывается.

Если суммы резерва не достаточно для проведения ремонтных работ, то недостающие средства либо получают с помощью дополнительной проводки по увеличению резервного фонда Д20 К96, либо списывают эту сумму на издержки проводкой Д20 К10, 60, 70.

Проводки по учету расходов на ремонт основных средств:Источник: Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+