Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Тем у кого воспитываются дети без попечения родителей

Тем у кого воспитываются дети без попечения родителей

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей


В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования. К таким мерам относится:

  1. право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  2. воспитание в государственных интернатах;
  3. бесплатное питание и проживание;
  4. разовые и на постоянной основе выплаты;
  5. получение жилья.
  6. устройство в специализированные школы;

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им

Перемены в социальной, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании приводят к осознанию необходимости помощи каждому человеку и особенно тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Дети, утратившие родительское попечение, являются наиболее незащищенной категорией людей ввиду своего возраста и невозможности защищать и отстаивать свои интересы самостоятельно. В связи с этим, государство должно создавать такой механизм помощи детям, чтобы каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, получал достойное воспитание, образование, всесторонне развивался и становился активным, полноправным членом общества.

Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья). Положительная динамика семейного устройства детей-сирот во многом определена сложившейся в регионе системой работы в данном направлении, подкрепляемой соответствующими решениями органов власти: 17 декабря 2013 года Правительство Рязанской области утвердило План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Рязанской области на 2013–2018 годы (Распоряжение Правительства Рязанской области от 17.12.2013 г.

№ 579-р). Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью. Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи практически недостижимо, что обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера.

Во-первых, ни каждый ребенок, оставшийся без родителей, сразу может быть устроен в семью. Подбор «новых» родителей процесс достаточно долгий и ответственный, в течение которого ребенок находится, в зависимости от своего возраста, в медицинской или образовательной организации, созданной специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, ряд детей, особенно до первого года жизни, имеют заболевания не совместимые с жизнью и их устройство в семьи, как правило, затруднено.

Можно перечислять множество причин, не позволяющих каждого ребенка устроить на воспитание в семью, но даже наличие одного фактора, одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, предопределяет необходимость обеспечивать на государственном и региональном уровне деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481

«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

[1], которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), указаны основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

В Положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481, установлено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети. Сеть организаций Рязанской области, в которых воспитываются дети-сироты, включает в себя ряд таких организаций, в том числе: 6 — из сферы образования и 1 — относится к системе здравоохранения — Рязанский Дом ребенка, который рассчитан на 150 мест для детей, оставшихся без родительского попечения, среди которых есть дети с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики.

«Воспитание детей-сирот — сложная задача, к каждому должен быть отдельный подход, для каждого свое ласковое слово, своя интонация.

«Спасая одного ребенка, ты спасаешь целое поколение»

. Эти слова стали своего рода девизом для сотрудников Дома ребенка. Медико-педагогическим коллективом Дома ребенка ведется комплексная реабилитационная работа.

Большой педагогический коллектив работает с детьми над их всесторонним развитием… С детьми-инвалидами проводятся дополнительные занятия по системе «Портаж» по определенной методике, где каждый вид занятий имеет узконаправленную цель, которая осуществляется поэтапно, маленькими шажками и предполагает систему учета реакций ребенка на каждый педагогический тест» [4]. Сложный, в плане возраста (от рождения до четырехлетнего возраста включительно), физического и умственного здоровья, контингент домов ребенка, предопределяет их юридическое отнесение к медицинским организациям, которые обеспечивают уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, комплексную оценку состояния здоровья детей, а также их воспитание и социальную адаптацию. К образовательным организациям, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует относить: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.

Исследователями достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости совершенствования сложившейся системы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Более 20 лет назад (в 1993 году) З. И. Воронина в своём диссертационном исследовании утверждала, что

«необходимо провести реорганизацию существующих государственных детских учреждений: вместо трехзвенной (Дом ребёнка — дошкольный детский дом — школьный детский дом) сделать однозвенную, чтобы дети со дня поступления и до выпуска из детского учреждения воспитывались в одном детском доме…»

[3, с.

120]. Аналогичной точки зрения придерживается Р. Л. Мурзин, дополнительно уточняющий:

«… с момента набора группы до выхода из учреждения ребенок должен общаться с одним и тем же воспитателем»

[5, с.

183]. Присоединяясь к точке зрения ученых, добавим, что процесс реформирования детских домов должен происходить комплексно и, в первую очередь, в интересах детей, с учетом психолого-педагогических критериев и необходимости наличия тех или иных организаций в определенном субъекте Российской Федерации.

При этом, целесообразно, на наш взгляд, сокращение детских домов для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с сохранением детских домов смешанного типа, где воспитание ребенка осуществляется с раннего возраста до 18 лет, куда могут направляться братья и сестры разного возраста (например, Шереметьево-Песочинский детский дом (г.
При этом, целесообразно, на наш взгляд, сокращение детских домов для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с сохранением детских домов смешанного типа, где воспитание ребенка осуществляется с раннего возраста до 18 лет, куда могут направляться братья и сестры разного возраста (например, Шереметьево-Песочинский детский дом (г.

Рязань) рассчитан на детей в возрасте от 3 до 18 лет).

Если же наполняемость детских домов, рассчитанных на определенный возраст детей, не приводит к необходимости их сокращения, то перспективным направлениям реформирования, является их реорганизация в детские дома смешанного типа, именно в них, ребёнок лучше адаптируется, социализируется, получает коммуникативные навыки, так как имеет контакты с ребятами различных возрастов. В то же время внутри самой организации, предназначенной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно происходить разукрупнение, то есть разделение на более мелкие единицы.

«Разукрупнение — сделать менее крупным, разделить на менее крупные единицы»

[6].

Согласно п. 1.3.4 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, указанных в Письме Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г.

№ ВК-1850/07 [2], помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты (в медицинских организациях на 6 человек, в организациях, оказывающих социальные услуги и в образовательных организациях, не более чем на 2–3 человека), санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения. Разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, является одним из основных приоритетных направлений деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации на современном этапе [2]. Разветвленная система организаций, в которые могут быть устроены дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяет обеспечить интересы каждого ребенка в зависимости от состояния его физического и психического здоровья, возраста, а, в отдельных случаях, и личностных интересов ребенка, но такие организации нуждаются в существенной дополнительной помощи.

На наш взгляд, необходима активизация деятельности органов власти Рязанской области по стимулированию активности населения г.

Рязани в отношении помощи детским домам, школам-интернатам, действующим на территории Рязанского региона. В данном направлении проводится определенная работа, но она не носит такой системный и глобальный характер, какая имеет место в отношении семейных форм воспитания детей-сирот.

Следует более активно привлекать население к помощи детским домам, школам-интернатам.

Так, в Рязани с 10 по 17 февраля 2015 года ко Дню спонтанного проявления доброты (неофициальный праздник, созданный по инициативе благотворительных организаций разных стран, отмечается по всему миру 17 февраля) в библиотеке имени Горького г. Рязани проходил сбор игрушек, настольных и спортивных игр, новых книг, канцтоваров для детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера».

Вместе с тем, не до каждого жителя г. Рязани и Рязанской области «доходит» информация о подобных акциях, в связи с чем, целесообразным видится создание специальных интеренет-сайтов, увеличение количества социальной рекламы в торговых центрах, в общественном транспорте, в организациях и т. п., призывающей население оказывать помощь организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Рязанской области.

Чем больше люди будут узнавать о действующих в рязанском регионе организациях для детей-сирот, тем более обширная помощь им будет оказываться, а привлечение молодежи к благотворительной деятельности будет способствовать гуманистическому воспитанию молодого поколения. Литература: 1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.

№ 481

«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22. Ст. 2887. 2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г.

№ ВК-1850/07

«О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru. 3. Воронина З. И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация … канд.юрид.

наук: 12.00.03. СПб., 1993. — 234 с. 4. Методы работы с детьми [Электронный ресурс] // Рязанский дом ребёнка: [сайт]. URL: http://www.baby.ryazan.ru/methods.html 5. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: диссертация… канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006.
юрид. наук: 12.00.03. М., 2006. — 206 с. 6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

М.: АСТ, 2015. — 896 с.

Право на жилье

Правительство Российской Федерации постановило предоставлять детям-сиротам благоустроенную жилплощадь во временное пользование на 5-летний период.

Если он закончился, а сирота находится в бедственном положении, то наем квартиры разрешается пролонгировать еще 1 раз на 5 лет.

Процесс предоставления помещений регулируется субъектами РФ.Чтобы получить квадратные метры, сироты должны достигнуть совершеннолетия (либо полной дееспособности до 18 лет) и подать письменное заявление по установленному образцу. Дети могут стать обладателями нового жилья после выпуска из детского дома, приобретения профессии по программам образовательных учреждений, завершения армейской службы или тюремного заключения.Если дети-сироты имеют права собственности на объекты недвижимости, где им разрешено проживать, они также могут претендовать на жилплощадь.

Невозможность нахождения в квартирах и частных домах определяется, если есть одна из нижеследующих причин:

  1. жилплощадь не соответствует санитарным и техническим стандартам;
  2. при вселении ребенка, количество квадратных метров на одного проживающего уменьшается и становится менее установленного минимума.
  3. на жилой территории постоянно проживают родители, которых лишили прав на воспитание этих детей и не переселенные по приговору суда (сюда же относятся тяжело болеющие люди);

В соответствии с Семейным кодексом, дети-сироты, над которыми оформили опекунство/попечительство либо их усыновили, обладают такими же правами, как и родные дети.

Семейный Кодекс РФ закрепляет за сиротами получение содержания от родителей. Но если этих детей усыновляют другие люди, то они теряют свои имущественные права, гарантированные им от кровных родственников.

В случае потери одного или обоих родителей до факта усыновления, сирота может законно наследовать их имущество и получать пенсию.ВАЖНО!

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г.

N 829, все денежные поступления сироты, приемные родители/опекуны должны тратить только на нужды ребенка, предварительно получив одобрение от органа опеки.Директора детских домов обязаны сохранять на банковских счетах алименты, поступающие от родителей. По существующим правилам они могут расходовать на детей только 50% дохода от этих сумм.

Как только они покидают стены учреждения, руководство передаем им право пользования счетом с накопленными деньгами: алименты за все время жительства в доме детства + половину начисленных процентов за размещенные вклады.Дети-сироты являются одной из самых незащищенных групп российских жителей и должны полностью содержаться на средства соответствующего субъекта РФ.

Чтобы они смогли органично вступить в социум и полноценно жить и работать, страна наделяет их преимуществами в виде бесплатных образовательных услуг, официального первоочередного трудоустройства, обеспечения путевками в санатории и лагеря, лечения и предоставления жилых помещений.Источник —

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства. Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство) Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка. По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев.

В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%. Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами.

Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура.

Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Предварительная опека (попечительство) Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления. Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом

«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

(от 16 апреля 2001 года), другими актами. В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны в роддом

Право на имущество и жилое помещение

  1. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
  2. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
  3. Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
  4. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
  5. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
  6. В список включаются лица достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка.
  7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
  8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений или распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
  9. Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
  10. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
  11. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
  12. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  13. Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
  14. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
  15. Иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
  16. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
  17. По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

 Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности.

Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее.

К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

от 21.12.1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей: − дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель; − дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими; − лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей.

Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1]. Известный современный философ и социолог Тюгашев Е.

А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства: − собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте; − домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка.

В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение; − интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием; − «отказники».

Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства; − «лишенцы».

Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству.

Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом. В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением. Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство.

Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей.

Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2]. Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством.

Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям. Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения. Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3]. К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие: − смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей; − добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме; − асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств; − тяжелое финансовое положение семьи; − рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов); − нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь); − нахождение родителей в местах лишения свободы; − признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными; − жестокое обращение с детьми; − уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание.

В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям.

Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение. В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот. На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений.

По данным статистики, из 15 тыс.

выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс.

становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством. К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот. Выделяются следующие последствия сиротства: − медицинские последствия.
Выделяются следующие последствия сиротства: − медицинские последствия. Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями).

У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.; − последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых.

На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность. − экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития.

Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности.

Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны. − психологические последствия.

Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу.

Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность.

Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения. Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3]. Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием.

Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее. В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер.

В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк. Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие. Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь.

В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения.

Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья. Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства.

Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях. Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми.

Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения. Литература:

  • Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  • Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  • Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.
  • Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.

Обеспечение жильем

Важный вид материальной поддержки детей-сирот – это обеспечение их собственным жильем. Обязанность предоставить жилье возлагается на субъект РФ федеральным законодательством.

Возможны два варианта обеспечения жильем сирот:

  1. если у родителей сироты не было своего жилья, или же родители неизвестны – государство предоставляет ему бесплатное жилье.
  2. сохранение за сиротой жилья его родителей. При этом не имеет значения, где фактически проживает ребенок – в доме родителей или с опекуном. Опекун (попечитель) не может продать или обменять жилье сироты без санкции органов опеки;

Однако во втором случае жилье предоставляется также не всем сиротам, а только тем, чей возраст от 18 до 23 лет, и которые нуждаются в жилье. На практике в указанный возраст сироту обычно только ставят в очередь на жилье (так как есть проблема с выделением жилья местными администрациями).

Необходимость обеспечения сироты жильем определяется по социальным нормам – если человек уже имеет жилье, либо долю в нем, либо пользуется жильем по договору социального найма – ему будет отказано в предоставлении жилья.

Исключение – если приходящаяся на сироту площадь меньше нормативной, либо если имеющееся жилье находится в аварийном состоянии.

К сожалению, на практике получить сироте жилье от государства не так просто, претендентов на него много, а в собственности муниципальных образований свободной жилплощади обычно нет. Но если сирота зарегистрировался в установленном порядке (встал в очередь) с 18 до 23 лет, он сможет получить жилье и после 23 лет.

Местные администрации по-разному решают проблему жилья для сирот – выкуп квартир на вторичном рынке, обязательная квота для сирот в новостройках, выделение освободившегося муниципального жилья, и т.д.Если местные органы власти не в состоянии предоставить жилье, региональным законодательством может быть предусмотрена компенсация расходов на оплату съемного жилья. Суммы относительно небольшие – 11 500 рублей в месяц в Москве, 3000-5000 рублей в Приморском крае (где ситуация с выделением жилья самая напряженная в стране).

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка.

таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  1. имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  2. на бесплатное образование;
  3. на получение жилья.
  4. на бесплатное медицинское обслуживание;
  5. личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  6. на помощь в трудоустройстве;

Права детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.
К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.

Согласно ст. 1 ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка.

Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции: 1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; 2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей; 3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством; 4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей. Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах.

Органы опеки и попечительства: – проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; – дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения); – осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; – готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации; – осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; – осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; – дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным; – дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); – дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав; – проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др. Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство. Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка.

Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые: – не лишались (не ограничивались) родительских прав; – не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя); – не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден); – имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам. При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада. Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Государственные гарантии по социальной поддержке детей, оставшимся без попечения родителей Согласно ст.

71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст.

81 Семейного кодекса РФ). Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ

«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

размер возмещения по вкладам. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Право на медицинское обслуживание Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляетсябесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме данных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ). Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Право на труд Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011)

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь.

Какого ребенка причисляют к сиротам

Прежде чем разбираться со льготами, необходимо ввести понятие статуса.

Существует два термина, описывающих положение ребенка, оставшегося без родительской заботы.

  • Ребенок, лишенный родительского попечения — это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:
  • Сирота — это дитя, у которого родители умерли.
  1. мама и папа отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;
  2. мама и папа считаются без вести пропавшими;
  3. родители утратили дееспособность;
  4. его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;
  5. родители неизлечимо больны и не способны заботиться о чаде.

Следует отметить, что множество случаев подпадает под два условия. К примеру, мама умерла, а папа отбывает срок.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+