Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Примеры административно правовых норм

Примеры административно правовых норм

Примеры административно правовых норм

Разъяснение


— это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Нормы права подразделяются на: — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Регулятивные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции [ 1 ] . Примеры регулятивных норм права: 1) Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: — лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(п. 1 ст. 143 НК РФ); 2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (п. 1 ст. 145 НК РФ) Примеры применения термина

«В связи с этим возникает сомнение о необходимости установления новых регулятивных норм, когда конституционные права указанной категории граждан уже должным образом защищены законом и сложившейся судебной практикой, а новый собственник имеет иные механизмы защиты своих прав.»

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П Примечания ↑ 1) Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы). Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государстваВернуться назад на Административные нормыАдминистративно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные.Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования.

Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

.Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч.

1 ст. 7 Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

уведомление о публичном мероприятии.В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках.

Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.Запрещающие (запретительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий.

Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения».Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм.На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).Уполномочивающие (дозволительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст.

В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие.Рекомендательные нормы.

Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ N 1090).Абзацем 4 п.

4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.Иногда рекомендательные по форме нормы по сути носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ N 885

«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.Стимулирующие нормы (нормы-стимулы).

Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия.

Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм).Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.Нормы-принципы. Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений.

Например, ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливаются основные принципы ее обеспечения.Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер.Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

В случае, если исполнение Государственного гимна РФ.По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:• на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;• на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;• на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.По действию во времени:• срочные, для которых определен срок действия;• бессрочные, т.е.

срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

Административные наказания Административный иск Административный контроль Административный надзор Административный протоколПохожие записи:

  1. 29.09.2019
  2. 29.09.2019
  1. 29.09.2019
  2. 29.09.2019 Тут у нас первый раз за 8 лет выделили деньги на обязательный медосмотр сотрудников. Срок небольшой, в коллективе не афишировала беременность, на учет в консультацию уже поставили на днях.

    Как лучше разрулить с медосмотром вообще?
    Мне на него не нужно…
  3. 29.09.2019
  4. 29.09.2019

Мы рады любым вопросам, пожеланиям и предложениям!

Copyright 2016-2019 — . Все права защищены.

Adblock detector

Виды административно-правовых норм

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным критериям, в зависимости от которых можно выделить их соответствующие виды.

Наиболее важными для понимания сущности и содержания административно-правовых норм являются следующие критерии: а) содержание; б) метод воздействия на поведение субъектов; в) целевое назначение; г) сфера применения; д) юридическая сила; е) предел действия (действие в пространстве, во времени, по субъектам). По содержаниюразличают материальные и процессуальные нормы административного права. Материальные нормы закрепляют административно-правовой статус граждан, организаций, органов исполнительной власти.

Это, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти, права, обязанности, а также ответственность участников регулируемых правом отношений. Процессуальные нормы– это установленное или санкционированное государством правило осуществления организующих отношений в процессе применения материальных норм и издания нормативных актов органами государственного управления. Организующие отношения характеризуются следующими признаками: Они направлены на упорядочение отношений в процессе административного применения правотворчества; Имеют властный характер, позволяющий реально влиять на общественные отношения.

Правоприменительная деятельность есть разновидность организационной, так как ей присущи вышеперечисленные признаки. Процессуальными нормами регулируются отношения по применению материальных норм административного, природоохранного, гражданского и других отраслей права. Процессуальные нормы отличаются от материальных: а) своим назначением, т.

е. если нормы материальные закрепляют административно-правовой статус субъектов, то процессуальные регулируют порядок осуществления прав и обязанностей этими субъектами; б) они вторичны по отношению к материальным, т.

е. существуют постольку, поскольку необходимо урегулировать порядок применения материальных норм; в) реализуют те материальные нормы административного права, которые требуют применения, а не соблюдения, исполнения; г) регулируют отношения по применению материальных норм не только административного, но и других отраслей права.

По методу воздействия на поведение субъектоввыделяют обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (дозволительные) и поощрительные административно-правовые нормы. Обязывающимиявляются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия.

Запрещающиенормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами.

Запреты носят общий либо специальный характер. Отличительной чертой уполномочивающих (дозволительных) норм является предоставляемая субъектам административно-правовых отношений возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований определенной нормы. Поощрительные – это такие нормы, которые устанавливают те или иные виды льгот (экономические, социальные) и этим обеспечивают должное поведение субъектов административного правоотношения.

По целевому назначениювыделяют регулятивные и охранительные административно-правовые нормы. К регулятивным,или первичным, относятся нормы, связанные с предоставлением субъектам права или возложением на них обязанностей в организации и регулировании должных отношений в сфере государственного управления, т. е. возникающих в процессе организации органов исполнительной власти и реализации ими административно-властных полномочий.

Охранительными (вторичными)являются нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений, т. е. составы административных проступков и взыскание за их совершение.

Административно-правовые нормы в зависимости от юридической силыделятся на законодательные и подзаконные.

Отнесение норм к одному из указанных видов напрямую зависит от места органа, их издавшего, в иерархии органов государства.

Законодательныенормы содержаться в законах, принимаемых Парламентом, а также издаваемых Президентом в период делегирования ему Парламентом законодательных полномочий, и указах Президента, имеющих силу Закона. Подзаконныенормы – в указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях правительства, других нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Важное практическое значение имеет разделение норм на общиеиспециальные. По адресатувыделяют нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовые статусы государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, государственных служащих, граждан.

По пределу действияв пространстве различают нормыобщеобязательные,установленные для исполнения всеми субъектами административно-правовых отношений, ивнутрисистемные,распространяющие требования на нижестоящие звенья исполнительной власти.

А также различают основныеипроизводныеадминистративно-правовые нормы.

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования.

Например, примером материальной нормы может быть положение ч.

1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

. Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

уведомление о публичном мероприятии.

В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.

Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия. Запрещающие (запретительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий.

Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм. На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.

Какой можно привести пример норм административного права?

пример норм административного права 27 Сентября 2017, 20:12, вопрос №1763785 катя, г. Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 15054 ответа 6760 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 10,0рейтинг

Здравствуйте Катя.Пример:Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права1.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.2.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.5.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.6.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 27 Сентября 2017, 20:13 0 0 621 ответ 246 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Тихонов Борис Юрист, г.

Воронеж Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 246отзывов
  2. 621ответ

Здравствуйте!Если я правильно понял Ваш вопрос, то Вам нужны номы административного права, вот достаточно актуальная в наше время ст.19.15.1 КоАП Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации:1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.2. Нарушение, предусмотренное настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.Примечание.

Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;(абзац введен Федеральным от 03.04.2017 N 65-ФЗ)если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

27 Сентября 2017, 20:16 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 14 Февраля 2018, 08:17, вопрос №1907526 16 Марта 2018, 11:18, вопрос №1936619 18 Декабря 2017, 15:29, вопрос №1849515 27 Сентября 2018, 11:38, вопрос №2117656 27 Сентября 2017, 20:44, вопрос №1763817 Смотрите также

Виды административно-правовых норм:

административно-правовой статус граж­данина. 5. В зависимости от предела действия: а) соот­ветственно территориальному масштабу: • территориальные — нормы, дейст­вующие в границах государства, государственно-территориальных образований (напр., нормы КоАП — общегосударственные, а правила охоты, установленные местными органами, дей­ствуют в границах территории); • межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образова­ний (напр., акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действо­вать в указанных территориальных масштабах); б) по действию во времени: • срочные — нормы, для которых определен срок действия; • бессрочные — нор­мы без указания срока действия, т.

е. до официальной отмены компетентным ор­ганом; в) по кругу лиц: • нормы, действие которых связано с распространени­ем устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (напр., порядок уплаты налогов стра­ховыми организациями); • нормы, действие которых связано с распространени­ем устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительст­ва на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразде­ляются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ. Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах. Сущест­вуют 4-е формы реализации административно-правовых норм: • исполнение; • применение; • соблюдение; • использование.

Исполнение — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм яв­ляются все участники управленческих отношений. Применение выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм.

Данные акты издаются применительно к конкретным административным делам (напр., приказ о назначении на должность, регистрация юридического лица). Соблюдение как самостоятельный способ реализации административно -правовых норм, связанный с реакцией участников управленческих отношений на запреты, явля­ется по сути конкретным выражением исполнения.

Использование как форма реализации административно-правовых норм выражается в доб­ровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые свя­заны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

В отличие от соблюдения и исполнения при использовании субъект сам решает, воспользо­ваться предоставленным административно-правовой нормой правом или нет.

3. Административно-правовые отношения Административно-правовые отношения — общественные отношения, регулируемые норма­ми административного права, складывающиеся в сфере государственного управления. Особенности административно-правовых отношений: 1) в качестве одной из сторон этих отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями; 2) одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении других, так как наделена соответствующи­ми государственно- властными полномочиями; 3) многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства; 4) административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) 2-й стороны не является обязательным; 5) споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непо­средственно юридического властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти; 6) в случае нарушения одной из сторон норма­тивных требований она несет ответственность перед государством в лице его ор­ганов. Элементы административно-правовых отношений: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений — тот, кто наделен государственно-властными пол­номочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обя­занности по осуществлению управленческих функций. Субъекты административно-правовых отношений: 1) государственные органы и их структурные подразделения; 2) пре­дприятия, учреждения, организации; 3) общественные (негосударственные) объединения; 4) служащие государственных органов и организаций, общественных объединений; 5) пред­ставители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанно­стями; 6) граждане РФ; 7) иностранные граждане и лица без гражданства. Объект административно-правовых отношений — отношения, возникающие в процессе осу­ществления исполнительной власти.

Непосредственный объект — поведение субъектов. Юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми связываются возникно­вение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты бы­вают, в виде действия, а в некоторых случаях — события. Действия — результат ак­тивного волеизъявления субъекта.

Различают действия правомерные (соответст­вующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствую­щие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События — явления, не­зависимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т.

п.). Стр 2 из 3 » Соседние файлы в папке

  1. 13.02.201580.38 Кб
  2. 13.02.201572.19 Кб
  3. 13.02.201560.93 Кб
  4. 13.02.201580.38 Кб
  5. 13.02.201592.67 Кб
  6. 13.02.201597.79 Кб
  7. 13.02.201579.87 Кб
  8. 13.02.201598.82 Кб
  9. 13.02.201589.09 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Части системы административного права

Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части:

  • В особенную часть – конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).
  • В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  • Административное судопроизводство.
  • Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  • Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  • Административно-деликтное право;
  • Институт административно-правового принуждения;
  • Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  • Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  • Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

  1. 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
  2. 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
  3. 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл.

    науки, культуры и т.д.).

  4. Подотрасль – основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.
  5. По сферам управления, в рамках которого выделяются три сферы:
    • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
    • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
    • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст.

3.2. К ним относятся:Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  • конституционные нормы;
  • нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).
  • нормы законов;

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.Виды административно-правовых нормВиды административно-правовых нормАдминистративно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.Нормы административного права делятся на виды:

  • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).
  • деятельность государственных служащих.
  • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
  • поведение граждан;
  • процессуальные.
  • рекомендательные.
  • по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  • действующие на всей территории РФ;
  • по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  • по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).
  • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  • императивные (категоричные);
  • управомочивающие;
  • деятельность общественных и религиозных организаций;
  • предписывающие;
  • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  • действующие на территориях субъектов РФ;
  • запретительные.
  • по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  • по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  • по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  • по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
  • материальные;
  • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е.

фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений.

Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Эти нормы обычно называют динамичными.Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу.

Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность.

Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

КоАП РФ

Добры день!

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Главы с 5 по 21 включительно содержат материальные нормы. Все последующие главы — процессуальные.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав.

Уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению.

Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.

а) ч. 5 ст. 25.5 – защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер производства по делу, постановлений по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом;б) ч. 4 ст. 25.7 – понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий.в) п.

1 ч. 4 ст. 25.8 – специалист вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием.г) ч.

4 ст. 25.9 – эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключений.д) ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+