Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Правовая основа административно правового статуса гос служащих

Правовая основа административно правового статуса гос служащих

Основы административно-правового статуса гос. служащих.


Правовой статус (правовое положение) государственных служащих — это содержание государственно-служебных правоотношений, т. е. главные черты самой сущности этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.

д. Каждый государственный служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Он является центральным элементом правового института государственной службы, поскольку все остальные элементы призваны «обслуживать» функционирование государственной службы и служащих (кадрового персонала).

Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал.

Важным является вопрос о моменте приобретения статуса государственного служащего.

Законодательством РФ данный вопрос не всегда решается ясно и определенно. Однако, как мы полагаем, статус государственного служащего последний приобретает с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы, т. е. с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим, применения к нему мер ответственности и пр.

При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственный служащий приобретает правовой статус с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность государственной службы. В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Утрата правового статуса государственного служащего происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, с момента прекращения государственной службы: увольнения, ухода в отставку, достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. В некоторых случаях нормативные акты устанавливают конкретные сроки государственной службы. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации 31/ Права и обязанности государственных служащих.

Права государственного служащего: В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Статья 14. Основные права гражданского служащего 1.
Статья 14. Основные права гражданского служащего 1.

Гражданский служащий имеет право на: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; 9) защиту сведений о гражданском служащем; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) членство в профессиональном союзе; 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; 17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. 2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

3 

Гарантии на государственной гражданской службе

1. В сфере организации труда:

  1. единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ. 3. В сфере социального и медицинского страхования:
    • обязательное государственное на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения государственной гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского об-следования в специализированном учреждении здравоохранения;
    • медицинское страхование государственного гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода государственного гражданского служащего на пенсию за выслугу лет. 4. В процессе карьерно-должностного продвижения:
      • профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания;
      • замещение иной должности государственной гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной гражданской службы. 5. В сфере обеспечения безопасности — это защита государственного гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. 6. В сфере пенсионного обеспечения — это государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших , и их семей.
  2. возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
  3. обязательное государственное на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения государственной гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского об-следования в специализированном учреждении здравоохранения;
  4. медицинское страхование государственного гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода государственного гражданского служащего на пенсию за выслугу лет.

    4. В процессе карьерно-должностного продвижения:

    • профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания;
    • замещение иной должности государственной гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной гражданской службы. 5. В сфере обеспечения безопасности — это защита государственного гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. 6. В сфере пенсионного обеспечения — это государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших , и их семей.
  5. замещение иной должности государственной гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной гражданской службы.

    5. В сфере обеспечения безопасности — это защита государственного гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

    6. В сфере пенсионного обеспечения — это государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших , и их семей.

  6. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  7. возмещение расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе государственного гражданского служащего в другой государственный орган;
  8. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. 2. В сфере материально-денежного содержания и обеспечения:
    • равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом;
    • право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
    • выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ;
    • возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
    • возмещение расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе государственного гражданского служащего в другой государственный орган;
    • транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности государственной гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;
    • единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ. 3. В сфере социального и медицинского страхования:
      • обязательное государственное на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения государственной гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского об-следования в специализированном учреждении здравоохранения;
      • медицинское страхование государственного гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода государственного гражданского служащего на пенсию за выслугу лет. 4. В процессе карьерно-должностного продвижения:
        • профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания;
        • замещение иной должности государственной гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной гражданской службы. 5. В сфере обеспечения безопасности — это защита государственного гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. 6. В сфере пенсионного обеспечения — это государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших , и их семей.
  9. равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом;
  10. выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ;
  11. условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  12. профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания;
  13. транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности государственной гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

3.

Понятие и элементы административно-правового статуса государственного служащего

государственное пенсионное обеспечение. Специальными правами государственные служащие наделяются в зависимости от правового положения государственного органа, в котором они работают, и от того, какую занимают должность. Так, специальные права и обязанности возложены на налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и т.д.

Наличие служебных прав создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей. Обязанности государственного служащего — это мера должного служебного поведения.

Анализ обязанностей государственных гражданских служащих позволяет говорить об общих обязанностях, которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех гражданских служащих, и должностных, которые определяются должностными инструкциями и положениями и касаются конкретного госслужащего, занимающего ту или иную должность.

Анализ обязанностей государственных гражданских служащих позволяет говорить об общих обязанностях, которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех гражданских служащих, и должностных, которые определяются должностными инструкциями и положениями и касаются конкретного госслужащего, занимающего ту или иную должность.

К общим обязанностям гражданского служащего можно отнести следующие9: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Должностные обязанности, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.

Должностные обязанности устанавливаются не персонально для каждого служащего, а для должности, т.е. они определяются тем служебным местом, которое он занимает в структуре государственного органа.

Спектр должностных обязанностей широк и обусловлен, в первую очередь, множеством самих должностей, а также наличием других факторов, к которым следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район, в котором расположен государственный орган; степень укомплектованности органа персоналом и т.п. Кроме прав и обязанностей, правовой статус государственного гражданского служащего связан с целым рядом ограничений, например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае10: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанные ограничения во многом аналогичны ограничениям, связанным с прохождением военной службы и службы в правоохранительных органах.

Располагая значительными властными полномочиями, гражданский служащий имеет немалые возможности для использования их несоответствующим и даже противозаконным образом: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.п. Для того чтобы свести возможности таких злоупотреблений к минимуму, законодатель предусмотрел институт специальных запретов для государственных гражданских служащих.

Для того чтобы свести возможности таких злоупотреблений к минимуму, законодатель предусмотрел институт специальных запретов для государственных гражданских служащих.

Запреты устанавливают границы, выход за которые государство либо однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет, главное в них то, что они ограничивают конституционные права граждан России (право заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в забастовках и т.д.).

Именно ограничения по должности и запреты, а не только права и обязанности, подчеркивают своеобразие статуса государственных служащих. Итак, для исключения конфликта личных и служебных интересов в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается11: 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случае:

  1. 15.02.2016163.33 Кб
  2. 15.02.2016242.69 Кб
  3. 15.02.2016167.42 Кб
  4. 15.02.2016101.89 Кб
  5. 15.02.2016118.78 Кб
  6. избрания или назначения на государственную должность;
  7. 15.02.201684.48 Кб
  8. 15.02.201697.79 Кб
  9. 15.02.2016169.98 Кб
  10. 15.02.2016102.91 Кб
  11. 15.02.2016141.31 Кб
  12. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  13. 15.02.2016160.77 Кб
  14. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в т.ч. в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ; 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями; 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; 10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Перечисленные ограничения и запреты преследуют целью обеспечить достаточно высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Они должны препятствовать возможным злоупотреблениям служебным положением и проявлениям коррупции. В границах правового статуса государственного служащего перечисленные ограничения уравновешиваются гарантированными преимуществами. Гарантии государственного служащего — это установленные в законодательстве средства косвенного административно-правового воздействия на поведение государственного служащего, которые призваны, с одной стороны, обеспечивать материальное благополучие государственного служащего, а с другой — защищать его от внешних посягательств и произвола руководителя государственного органа. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разделяет все гарантии государственных гражданских служащих на основные и дополнительные. Основные государственные гарантии гражданских служащих вводятся для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы. В связи этим гражданским служащим гарантируются12: 1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом; 2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; 3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; 4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет; 6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом; 7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками; 9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; 11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Что касается дополнительных гарантий, то гражданским служащим при определенных условиях может предоставляться право на13: 1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей; 3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должности гражданской службы и др. Государственные служащие могут привлекаться к ответственности как обычные граждане РФ на общих основаниях и в связи со служебной деятельностью. В последнем случае их ответственность имеет следующие особенности. Ответственность государственных служащих содержит значительный потенциал стимулирования повышения эффективности служебной деятельности, соблюдения законности и служебной дисциплины. Их нарушения государственными служащими затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан. Неукоснительное соблюдение требований государственной дисциплины на порученном участке работы — одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности — дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, не влекущее уголовной ответственности. Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Значимость и особый характер деятельности гражданских служащих подчеркивается установлением требований к служебному поведению гражданского служащего. Их система представляет собой своеобразную конкретизацию обязанностей, ограничений, запретов и направлена на повышение ответственности гражданских служащих за надлежащее исполнение принятого обязательства по осуществлению гражданской службы. В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к числу таких взысканий относятся: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности и увольнение. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Государственные гражданские служащие привлекаются к административной ответственности в качестве должностного лица за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено им в обязанность. Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В УК РФ должностные преступления выделены особо. Это, например, злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог. Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации, и выражается в возмещении виновным причиненного вреда. Порядок привлечения к материальной ответственности регламентируется Трудовым кодексом РФ. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности и в некоторых других. Выводы Государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Административно-правовой статус государственного служащего, в первую очередь, определяется занимаемой должностью, а также соответствующими ей правами, обязанностями, ограничениями, запретами, гарантиями и ответственностью. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе государственной должностью государственной службы является должность исключительно в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов РФ (представительных, исполнительных и судебной власти); в Совете Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, Счетной палате РФ, Прокуратуре РФ, Аппарате Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и соответствующих органах в субъектах РФ, а также территориальных органах, создаваемых федеральными органами государственной власти для осуществления своих полномочий и др. Стр 4 из 5 » Соседние файлы в папке
    • 15.02.2016102.91 Кб
    • 15.02.2016101.89 Кб
    • 15.02.201684.48 Кб
    • 15.02.201697.79 Кб
    • 15.02.2016118.78 Кб
    • 15.02.2016242.69 Кб
    • 15.02.2016169.98 Кб
    • 15.02.2016163.33 Кб
    • 15.02.2016160.77 Кб
    • 15.02.2016167.42 Кб
    • 15.02.2016141.31 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Основы административно-правового статуса государственных служащих

» , как и всякий — гражданин РФ, имеет , свободы и обязанности человека и гражданина, установленные и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей.

При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

В Реестре государственных должностей РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

Это может быть должность руководителя, другого или рядового государственного служащего. Например, для должности руководителя характерны следующие полномочия:

  1. руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач;
  2. распределение обязанностей между подчиненными работниками и установление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей;
  3. полномочия по распоряжению , заключению (контрактов), назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению и привлечению к ;
  4. утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих;
  5. специальные права по изданию нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работы подчиненных;
  6. права по взаимодействию с другими организациями, применению специфических форм и методов работы.

Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А».

Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Каждый государственный служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности имеет право на:

  1. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего ;
  2. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
  3. ознакомление с , определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  4. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  5. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  6. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  7. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
  8. внесение в любые инстанции по совершенствованию государственной службы.
  9. посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей , учреждений и организаций независимо от ;
  10. проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  11. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с результатов и стажа работы, уровня квалификации;
  12. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе.

Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого служащего, пока он находится на государственной службе. Однако о фактическом наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает.

Однако о фактическом наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения по службе, следует считать, что у него нет для этого оснований. Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

  1. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  2. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и , а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  3. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  4. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  5. добросовестно исполнять должностные обязанности;
  6. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
  7. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  8. обеспечивать поддержку и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов, которые имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий.

Такие ограничения и запреты должны препятствовать злоупотреблениям, проявлениям . Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая диктуется занимаемой в государственном органе должностью.

Имеется лишь одно исключение: ему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или иной творческий характер. Исходя из принципа государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Ему запрещено лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей целью получение . Государственному служащему не разрешается состоять членом органа коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы ( и , и т.

д.), за исключением случаев, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации ему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным или по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и служебную информацию.

Государственному служащему запрещено получать от физических и вознаграждение в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим запретом преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если это касается незаконного получения вознаграждения в любой форме (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, , оплата развлечений, отдыха и т. п.). Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а именно, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности соответствующих органов.

Государственный служащий неразрывно связан с , представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не может также принимать участие в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных , других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним — он должен быть нейтральным.

Государственный служащий обязан в порядке, установленном законом, передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в коммерческих организаций. Гражданин при поступлении на государственную службу, а государственный служащий — ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на , являющихся объектами .

Порядок представления этих сведений определен Указом Президента от 15 мая 1997 г. Как видим, запреты и ограничения, установленные для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», достаточно значимы.

Важную роль в обеспечении эффективной работы играют разнообразные и существенные гарантии, установленные законодательством для государственного служащего. Ему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию; переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания за период обучения; обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих

» Административно-правовой статус является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института , представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.

1. государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

2. Обязанности государственных служащих.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+