Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Порядок взаимоотношений бухгалтерии с другими отделами учреждения в бюджетном учреждении

Порядок взаимоотношений бухгалтерии с другими отделами учреждения в бюджетном учреждении

Порядок взаимоотношений бухгалтерии с другими отделами учреждения в бюджетном учреждении

Организационная структура централизованной бухгалтерии


При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  • Учетчики.
  • Группа главных специалистов.
  • Планово-аналитический или экономический отдел.
  • Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  • Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  • Хозяйственное подразделение.

Распределение работы между сотрудниками централизованной бухгалтерии

Вопрос распределения обязанностей между сотрудниками централизованной бухгалтерии нормативными правовыми актами не урегулирован. Единственное ограничение касается численности работников централизованной бухгалтерии (урегулировано постановлением Минтруда России

«Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти»

). Материалы проверок централизованных бухгалтерий подтверждают, что численность работников централизованной бухгалтерии проверяется контролирующими ведомствами на соответствие данному документу (см.

Учет и налогообложение в обособленных подразделениях бюджетных учреждений

Создание обособленных структурных подразделений в бюджетных учреждениях обусловлено рядом факторов, в частности оптимизацией управления структурными подразделениями организации в других регионах; стремлением приблизить производство к источникам сырья либо к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда; требованиями действующего экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств на расстоянии от населенных пунктов; необходимостью расширять бизнес организации путем приближения ее сбытовой сети к региональным рынкам сбыта.Однако нормативных и иных документов, разъясняющих особенности бюджетного учета взаиморасчетов обособленных подразделений с головным учреждением, а также налогообложения их коммерческой деятельности, крайне мало. Исходя из этого нижеприведенный материал будет интересен работникам бухгалтерии бюджетных учреждений, имеющих такие подразделения.Правовые основы деятельности филиальной сети Понятие обособленного структурного подразделения в Бюджетном и Налоговом кодексах определяется по-разному.

В соответствии с требованиями ст.

55 ГК РФ обособленные структурные подразделения организации:– не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность по доверенности создавшей их организации;– расположены вне места нахождения головного офиса организации, которое определяется местом его государственной регистрации;– создаются для представления и защиты интересов соответствующего юридического лица.Согласно п . 3 ст . 55 ГК РФ регистрация обособленных структурных подразделений в учредительных документах организации обязательна .

Государственной регистрации подлежат также операции по перемещению головного офиса организации в место нахождения его обособленного подразделения . При этом меняется юридический адрес организации ( Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212).Статьей 55 ГК РФ определены два типа обособленных подразделений: филиал и представительство. Различия между этими видами заключаются в номенклатуре (круге) возлагаемых на них задач и полномочий.

В частности, филиал имеет право осуществлять все функции головной организации (виды производственной или иной деятельности организации в целом, которыми она может заниматься в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами), или их часть, в том числе функции представительства.
В частности, филиал имеет право осуществлять все функции головной организации (виды производственной или иной деятельности организации в целом, которыми она может заниматься в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами), или их часть, в том числе функции представительства. Представительство выступает от имени юридического лица и защищает его интересы.Представительство осуществляет свои полномочия только в рамках института представительства , основанного на доверенности ( гл .

10 ГК РФ ). Осуществлять какое — либо производство через представительство неправомерно . Сбыт готовой продукции или товаров через представительство осуществляется только в рамках объемов и цен , определенных доверенностью головной организации .Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие определенным ст.

55 ГК РФ признакам, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и прочее) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала[1].В соответствии с действующим налоговым законодательством обособленным подразделением считается любое подразделение организации, находящееся вне места ее регистрации, если по этому месту оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом согласно ст.

1 Федерального закона № 181-ФЗ[2] и ст. 209 ТК РФ рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Как следует из сказанного и дополнительно подтверждено Письмом МНС РФ от 29.04.2004 № 09-3-02/1912 , сформулированное выше определение обособленного подразделения распространяется и на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта).Обособленное подразделение признается таковым в целях налогообложения независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Не является обязательным согласно требованиям налогового законодательства и соответствие названия и функций обособленного структурного подразделения организации определенным в ГК РФ понятиям филиала или представительства.В результате, например, обособленные обслуживающие производства и хозяйства организации, которые считаются обособленными структурными подразделениями в целях налогообложения, зачастую не рассматриваются как филиалы или представительства и не указываются отдельно в учредительных документах организации, хотя такие обособленные подразделения, по мнению автора, полностью соответствуют данному в ст.

55 ГК РФ определению филиала.И, наконец, не является филиалом (представительством) в целях налого-обложения территориально обособленное имущество организации.При построении филиальной сети в совокупности применяются два основных организационных принципа создания филиалов (представительств):– территориальный принцип подразумевает, что филиалы и представительства создаются с целью приближения производства (реализации) к более эффективным источникам сырья (рынкам сбыта);– производственный принцип основан на оптимизации самого производства или реализации, независимо от их территориального расположения.Следует обратить внимание еще на то, что филиалы и представительства могут создаваться только юридическими лицами. Создание филиалов и представительств самими филиалами (представительствами) неправомерно[3].Устав юридического лица должен содержать сведения о всех его филиалах и представительствах.

Изменения в уставе организации в связи с со-зданием филиалов или представительств вступают в силу для третьих лиц с момента государственной регистрации указанных изменений[4].Поскольку учредительные документы федеральных бюджетных учреждений разрабатываются вышестоящими органами, создание обособленных подразделений таких организаций, как правило, регламентируется распоряжениями Правительства РФ или профильных федеральных исполнительных органов (министерств).Между тем, моментом создания обособленного филиала, определенным рамками ст. 11 НК РФ, является не решение о создании филиала, а фактическое создание обособленных рабочих мест.

Как показывает существующая арбитражная практика[5], игнорирование данной особенности регистрации обособленных подразделений влечет за собой применение к организации налоговых санкций по ст.

116 НК РФ (5 или 10 тыс. руб.).В соответствии с Письмом Минфина РФ от 25.08.2004 № 03-01-10/3-105 организация, не представившая в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного на территории, подведомственной тому же налоговому органу, заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, с учетом требований п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , не может быть привлечена к ответственности, установленной ст.

116 и 117 НК РФ. Вместе с тем за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность согласно ст. 15.3 КоАП РФ.Филиалы (представительства) осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, то есть не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского права. Все сделки, заключенные обособленными подразделениями, считаются заключенными от имени создавшей их организации, причем предмет таких сделок не должен выходить за рамки делегированных данным обособленным подразделениям полномочий[6].

Иски подаются филиалами (представительствами) только от имени создавших их юридических лиц. К исковому заявлению обязательно прикладывается доверенность на руководителя обособленного подразделения. При отсутствии такой доверенности исковое заявление в силу ст.

128 АПК РФ возвращается без рассмотрения. Соответственно, и истец, имеющий претензии к деятельности филиала (представительства), должен подавать иск на имя юридического лица, создавшего это обособленное подразделение.Исходя из вышеизложенного в тексте хозяйственных договоров, заключаемых филиалами (представительствами), необходимо уточнять, что заключающий договор руководитель филиала (представительства) действует по доверенности создавшего данное обособленное подразделение юридического лица, а также указывать наименование (и желательно адрес) последнего.В случае осуществления филиалами (представительствами) видов деятельности, подлежащих лицензированию или сертификации, соответствующие лицензии согласно требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выдаются только на имя создавших данные обособленные подразделения юридических лиц.

Само обособленное подразделение лицензиатом быть не может. В связи с этим следует обратить внимание на встречающиеся в практике случаи выдачи лицензий организациям в части их отдельных филиалов (такая ситуация, например, встречается при оформлении лицензий органами Госатомнадзора). Данные лицензии считаются действующими для всех обособленных подразделений организации.

Данные лицензии считаются действующими для всех обособленных подразделений организации. При этом возникают некоторые сомнения в выполнении организацией (не отраженными в лицензии филиалами) соответствующих лицензионных требований.Ликвидация (закрытие) филиалов и представительств организации осуществляется путем внесения необходимых изменений в учредительные документы, а также в случае ликвидации или реорганизации головного предприятия (учреждения).Выделение обособленного подразделения на отдельный баланс Остановимся на столь важном для организации бухгалтерского учета и налогообложения в обособленных подразделениях понятии, как выделение обособленного подразделения на отдельный баланс.Бухгалтерская отчетность (в том числе бюджетная для государственных или муниципальных учреждений) должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы. При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.Согласно Письму Минфина РФ от 03.06.2004 № 03-05-06/62 для целей применения гл.

30 НК РФ (а также, по мнению автора, и для целей бухгалтерского учета) под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для ее подразделений и отражающих их имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией. Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе разработанным головной организацией положением о филиале (представительстве).

Выделение иных обособленных подразделений организации на отдельный баланс и порядок его формирования определяются учетной политикой организации.Кроме того, указанным выше нормативным документом кратко определены различные степени выделения обособленного подразделения на отдельный баланс (полный, с незаконченным финансовым результатом и другое), что обусловливает наличие различных схем организации бухгалтерского учета и налогообложения в таких подразделениях.Учет взаиморасчетов головного учреждения и филиала Поскольку отдельного счета для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями Планом счетов бюджетного учета не предусмотрено, операции по приему-передаче имущества и денежных средств отражаются в бюджетном учете с применением счета 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

Выделение иных обособленных подразделений организации на отдельный баланс и порядок его формирования определяются учетной политикой организации.Кроме того, указанным выше нормативным документом кратко определены различные степени выделения обособленного подразделения на отдельный баланс (полный, с незаконченным финансовым результатом и другое), что обусловливает наличие различных схем организации бухгалтерского учета и налогообложения в таких подразделениях.Учет взаиморасчетов головного учреждения и филиала Поскольку отдельного счета для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями Планом счетов бюджетного учета не предусмотрено, операции по приему-передаче имущества и денежных средств отражаются в бюджетном учете с применением счета 0 304 04 000

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»

.

При отражении в бюджетном учете указанных операций головное учреждение упрощенно называется распорядителем, а обособленное подразделение – получателем соответствующих средств.С точки зрения автора, такой порядок не обеспечивает надлежащий контроль за использованием средств, переданных головным учреждением его обособленным подразделениям. При использовании счета 0 304 04 000 следует иметь в виду, что согласно п.

200 Инструкции № 25н[7] при завершении финансового года остатки по дебету и кредиту данного счета подлежат списанию на счет 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Таким образом, после закрытия финансового года бухгалтерский контроль со стороны головного учреждения за сохранностью и использованием переданных обособленным подразделениям средств реализуется только на уровне анализа показателей внутренней бухгалтерской отчетности.Описанную проблему можно решить следующим образом:– признать головное учреждение одним из обособленных подразделений бюджетного учреждения в целом, имеющим большие права по управлению имуществом и денежными средствами, и оформлять его бюджетную отчетность в виде внутренней бюджетной отчетности обособленного подразделения;– выделить все финансово-хозяйственные операции, связанные с осуществлением взаиморасчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями, на отдельный субсчет счета 0 304 04 000 ;– регламентировать в учетной политике головного учреждения требование не закрывать по окончании финансового года остатки по такому субсчету счета 0 304 04 000 на финансовые результаты деятельности головного учреждения;– не закрытые в бюджетном учете головного учреждения и обособленных подразделений балансовые остатки по счету 0 304 04 000 в части внутрихозяйственных расчетов между ними закрывать в процессе формирования сводной отчетности бюджетного учреждения в целом путем взаимного сложения (вычитания) показателей внутренней бухгалтерской отчетности головного учреждения и его обособленных подразделений.Такой порядок отражения в бюджетном учете внутрихозяйственных расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями сформирован по аналогии с порядком, применяемым в коммерческих организациях.Поскольку данный порядок не регламентирован Инструкцией № 25 н , он должен быть описан в учетной политике учреждения .Кроме того, использование счета 0 304 04 000 для учета взаиморасчетов головного учреждения и его обособленных подразделений исключает возможность (имеющуюся у коммерческих организаций) перераспределять средства между разными обособленными подразделениями, минуя головное учреждение.

С учетом более высоких требований к организации контроля за движением средств в бюджетных учреждениях по сравнению с коммерческими организациями такое ограничение, по мнению автора, вполне оправданно.

Данное ограничение также должно быть установлено учетной политикой учреждения и закреплено в положениях о его филиалах.Приобретение имущества и его распределение между филиалами Имущество может приобретаться как головным учреждением (с дальнейшим перераспределением между обособленными подразделениями), так и непосредственно самими обособленными подразделениями в соответствии с делегированными им полномочиями.В связи с тем, что бюджетный учет организуется не только для формирования показателей бюджетной отчетности, но и для обеспечения руководства учреждения информацией, необходимой для принятия эффективных и рациональных управленческих решений, в аналитическом учете головного учреждения целесообразно отражать не только общую стоимость всего имущества учреждения в целом, но и структуру и количественный состав данного имущества, независимо от того, где оно находится.

Объем таких сведений, в зависимости от их важности для планирования деятельности и степени обособленности структурных подразделений, определяется руководством учреждения при формировании учетной политики.Независимо от того, кем (головным учреждением или филиалом) производилась закупка имущества, право оперативного управления им принадлежит только учреждению в целом. Исходя из этого первоначальную стоимость приобретаемого через филиалы (подразделения) имущества целесо-образно сначала отражать в бюджетном учете головного учреждения, а затем передавать (закреплять) за соответствующим обособленным подразделением.

При этом если в части основных средств и нематериальных активов такой порядок не вызывает особых сложностей, то транзитное отражение в бухгалтерском учете головного учреждения материальных запасов (товаров для перепродажи и готовой продукции) вследствие постоянных изменений их номенклатуры и количества крайне затруднено.Расчет налога на имущество обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, в силу требований ст.

376 НК РФ осуществляется отдельно от расчета налога на имущество головного учреждения. Однако согласно структуре налоговой декларации по данному налогу стоимость имущества обособленных подразделений учитывается при расчете налога на имущество учреждения в целом, исходя из остаточной стоимости числящихся на соответствующем балансе основных средств.

С учетом этого, а также в целях организации контроля за сохранностью и эффективностью использования основных средств, отраженных в бюджетном учете филиалов (представительств), их стоимость должна быть первоначально отражена в бюджетном учете головного учреждения. Это требование может быть выполнено двумя путями:– передача обособленным подразделением в головное учреждение данных о произведенных капитальных вложениях в приобретение (создание) основного средства с формированием первоначальной стоимости последнего (полным оформлением акта по форме № ОС-1) в головном учреждении и последующая передача основного средства в филиал (представительство);– формирование этой стоимости непосредственно в обособленном подразделении с информированием головной организации о структуре и стоимости остатков капитальных вложений филиала (представительства), последующая передача основного средства в головное учреждение для транзитного отражения в ее бюджетном учете и возврат основного средства в филиал (представительство)[8].Исходя из вышеизложенного, по мнению автора, в аналитическом учете головного учреждения целесообразно отражать количество, структуру и стоимость основных средств и нематериальных активов, так как состав данных средств и активов определяет основу производственно-хозяйственного потенциала и менее остального имущества подвержен периодическим изменениям.Если имущество приобретено непосредственно головным учреждением, оно отражается в аналитическом учете последнего на основании полученных от поставщиков первичных учетных документов (актов, товарных накладных). В бухгалтерском учете филиалов оно отражается на основании документов о приеме-передаче из головного учреждения.При закупке имущества филиалами капитальные вложения на его оплату (строительство) отражаются на счете 0 106 хх 000 в этих подразделениях, после чего приобретший такое имущество филиал в составе показателей внутренней бюджетной отчетности передает данные о размерах соответствующих капитальных затрат в головное учреждение[9].

После окончательного получения и установки объекта обособленное подразделение оформляет со своей стороны акт приема-передачи и высылает его для окончательного оформления в головное учреждение.

Последнее утверждает акт приема-передачи, принимает объект на свой бюджетный учет (на счет 0 101 00 000 или 0 102 00 000 ), а затем закрепляет его за соответствующим филиалом на основании накладной на внутреннее перемещение объектов.Дальнейшее перераспределение указанного имущества между филиалами организации может производиться только централизованно, то есть путем передачи имущества на основании накладной на внутреннее перемещение из передающего подразделения в головное учреждение с дальнейшей передачей его аналогичным образом из головного учреждения в принимающее подразделение.Описанный порядок отражения в бухгалтерском учете стоимости и номенклатуры основных средств (нематериальных активов) позволяет головному учреждению оперативно контролировать приобретение и использование филиалами (представительствами) внеоборотных нефинансовых активов.Другой способ решения данной задачи – предоставление обособленным подразделениям права самостоятельно принимать на бухгалтерский учет закупаемое ими имущество с последующим уведомлением головного учреждения о его номенклатуре и первоначальной стоимости при представлении в его адрес внутренней бухгалтерской отчетности. При этом ускоряется процесс окончательного оприходования закупаемого филиалами имущества в бюджетном учете учреждения в целом, однако снижается уровень контроля за ним со стороны головного учреждения, так как последнее получает информацию об имуществе не в момент его фактического поступления в филиал (представительство), а только во время получения внутренней бухгалтерской отчетности.Что же касается отражения в бухгалтерском учете получения (оприходования) филиалами материальных и товарных запасов, то с учетом их значительной номенклатуры, короткого периода использования в хозяйственном процессе и невключения в расчет налога на имущество учет перечисленного имущества целесообразно вести по месту его использования (в части материальных запасов), формирования себестоимости (в части готовой продукции) или реализации (в части покупных товаров).При этом поскольку руководство учреждения в большей степени интересует не сам процесс использования товарно-материальных запасов, а размер и номенклатура их остатков, необходимых для обеспечения непрерывности уставной и коммерческой деятельности, то эта задача решается путем своевременного доведения такой информации в составе внутренней бухгалтерской отчетности.

Для принятия взвешенных управленческих решений соответствующие филиалы (представительства) передают в головное учреждение в составе указанной отчетности данные о выпуске готовой продукции, о стоимостном объеме реализации перечисленного имущества, а также об остатках данного имущества на складах.Типовые проводки по отражению в бюджетном учете головного учреждения и его обособленного филиала операций по приобретению и распределению имущества приведены ниже:<*> При отражении операций в филиале дебетуется не счет 0 106 xx 000 , а счета 0 101 xx 000 , 0 102 xx 000 или 0 105 xx 000 . Однако следует учитывать, что если при пуске объекта в эксплуатацию у филиала возникнут дополнительные затраты, то они должны быть отнесены на увеличение стоимости объекта в порядке отражения в учете операций по модернизации (реконструкции).Расчеты с филиалами, с работниками и сторонними организациями Наделение головным учреждением своих филиалов и представительств денежными средствами, а также их перечисление филиалами и представительствами в головное учреждение (например, части прибыли обособленного подразделения в размере, установленном руководителем учреждения) на содержание последнего оформляются банковскими платежными документами и, как правило, не вызывают сложностей при отражении данных операций в бюджетном учете.При этом следует обратить внимание на то, что операции по поступлению бюджетных средств на открытые учреждению (а также его обособленным подразделениям) в обслуживающих органах Федерального казначейства бюджетные лицевые счета согласно требованиям Инструкции № 25н не отражаются в бюджетном учете получателей данных средств.Поэтому использование таких средств обособленными подразделениями учреждения, по аналогии с расчетами между распорядителями и получателями бюджетных средств, осуществляется на основании утверждаемой головным учреждением и доводимой до обособленных подразделений выписки из полученного учреждением от вышестоящего распорядителя бюджетных средств уведомления о лимитах бюджетных обязательств в части объемов бюджетного финансирования, подлежащего переводу из головного учреждения в соответствующий филиал (представительство).В результате порядок отражения операций по осуществлению в рамках филиальной сети расчетов со сторонними организациями и подотчетными лицами будет следующим: Формирование себестоимости готовой продукцииВ настоящее время в бюджетном учете отсутствуют требования по организации пообъектного учета затрат на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями.

Все связанные с указанными мероприятиями затраты учреждения (независимо от того, каким подразделением они произведены) подлежат списанию на текущие расходы учреждения в целом. Поэтому проблема формирования в головном учреждении или в его обособленном подразделении фактической стоимости конкретных работ и услуг в рамках организации бюджетного учета не стоит.То же, в принципе, можно сказать и о налоговом учете соответствующих расходов.

Поэтому проблема формирования в головном учреждении или в его обособленном подразделении фактической стоимости конкретных работ и услуг в рамках организации бюджетного учета не стоит.То же, в принципе, можно сказать и о налоговом учете соответствующих расходов. Ведь в случае регламентирования в учетной политике для целей налогообложения предусмотренной в п.

2 ст. 318 НК РФ возможности не формировать стоимость незавершенного производства организациями, оказывающими услуги, все (и прямые и косвенные) затраты как головного учреждения, так и его обособленных подразделений, связанные с оказанием соответствующих услуг, могут быть отнесены на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль без перераспределения.В части выполнения головным учреждением и его обособленным подразделением каких-либо работ (например, строительно-монтажных или ремонтно-строительных) особых сложностей в организации их бюджетного и налогового учета также не возникает.

В процессе осуществления таких работ соответствующие затраты могут обособленно собираться и в бюджетном учете головного учреждения, и в бюджетном учете филиала. В момент приема-сдачи построенного (отремонтированного) объекта указанные затраты в соответствии с положениями учетной политики учреждения аккумулируются в бюджетном учете либо головного учреждения, либо обособленного подразделения (путем их передачи по авизо), где осуществляется и налоговый учет данных совокупных затрат.Иное положение складывается в случае, если учреждение занимается производством готовой продукции. Необходимость формирования в целях организации бюджетного и налогового учета фактической себестоимости готовой продукции определяет обязательность аккумулирования включаемых в эту себестоимость затрат в бюджетном и налоговом учете либо головного учреждения, либо конкретного обособленного подразделения.При выборе места формирования себестоимости готовой продукции определяют, кто кому будет передавать фактические затраты – филиалы головному учреждению или наоборот.

Практика организации бухгалтерского учета на предприятиях, имеющих филиальную сеть, показывает, что себестоимость целесообразно формировать там, где фактически завершается процесс производства. Возложение функции формирования себестоимости на головную организацию оправданно только в том случае, если она осуществляет какие-либо прямые производственные затраты (например, на сборку готовой продукции из комплектующих узлов, произведенных филиалами, которые сформированы по территориально-производственному принципу).В организациях, построенных по территориальному принципу, а также в отдельных организациях, сформированных исходя из производственной обособленности филиалов, головной офис, как правило, выполняет исключительно административно-управленческие функции и осуществляет только косвенные затраты, поэтому возлагать на него функцию формирования себестоимости готовой продукции нецелесообразно. И наоборот, возложение на головную организацию функции формирования себестоимости работ (услуг) целесообразно в случаях, когда данные работы (услуги) выполняются (оказываются) совместными усилиями нескольких производственных (сбытовых) обособленных подразделений (например, в сфере строительства, смешанных транспортных перевозок и прочее).В любом случае себестоимость по одному конкретному заказу (виду готовой продукции) необходимо формировать только в одном из филиалов или головном офисе организации.С учетом приведенных умозаключений бюджетный учет операций по взаимодействию головного учреждения и его обособленных подразделений в рамках формирования себестоимости готовой продукции осуществляется в следующем порядке:1] Для удобства изложения в настоящем материале при рассмотрении гражданско- правовых и бухгалтерских аспектов деятельности обособленных структурных подразделений будут по возможности использоваться термины « филиал», « представительство» и « филиальная сеть», а при рассмотрении вопросов налогообложения – термин « обособленное подразделение».

Последний термин будет применяться также при рассмотрении общих для гражданского и налогового законодательства вопросов.[2] Федеральный закон от 17.07.1999 № 181- ФЗ « Об основах охраны труда в Российской Федерации».[3] По мнению автора, данное требование в отношении создания обособленных подразделений справедливо и в рамках налогового законодательства РФ.[4] При этом следует обратить внимание на существующую практику ( на взгляд автора, не имеющую достаточных правовых оснований) признания филиалов ( представительств) не по факту регистрации соответствующих изменений в учредительных документах организации, а по факту наделения имуществом.[5] Постановления ФАС СЗО от 22.04.2005 № А56-23129/04, ФАС ЦО от 16.12.2005 № А62-9189/04.[6] Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 № 6/8, а также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 № 34 « О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».[7] Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25 н.[8] При этом акт ( ф.

№ ОС-1) оформляется в обособленном подразделении и утверждается головным учреждением. Если имеются затраты головного учреждения, подлежащие включению в первоначальную стоимость основного средства, они должны быть переданы в обособленное подразделение по авизо.

Данный метод отражения в бюджетном учете стоимости основных средств обособленных подразделений более приемлем, так как, существенно не ограничивая самостоятельности филиалов, дает головному учреждению достаточно полную информацию о структуре и стоимости закрепленных за ними основных средств.[9] Данные о размерах и структуре капитальных вложений в основные средства ( нематериальные активы) необходимы для контроля головным учреждением сроков ввода в строй соответствующих объектов основных средств и нематериальных активов.

Поскольку капитальные затраты еще не представляют собой основное средство ( нематериальный актив) и не могут в полной мере быть квалифицированы как имущество учреждения в целом, передавать их в головное учреждение по авизо, на взгляд автора, нецелесообразно.

  1. , генеральный директор, ООО Аудиторская компания «Камертон-АК»

Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Об утверждении методических рекомендаций по централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях

ПРИКАЗот 18 декабря 2017 года N 61 В целях реализации пункта 1.2 ) по централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах исполнительной государственной власти области и государственных учреждениях области» приказываю:1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.Заместитель Губернатора области,начальник Департамента финансов областиВ.Н.АРТАМОНОВА

Следует учесть!

Централизованная бухгалтерия на основании договора на бухгалтерское обслуживание может оказывать платные услуги по ведению учета и формированию отчетности сторонним организациям, не являющимся участниками бюджетного процесса данного публичного правового образования (своего рода аутсорсинг), например учреждениям, финансовое обеспечение которых осуществляется из другого бюджета.

Расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости в этом случае подписывают руководитель обслуживаемого учреждения и руководитель учетного центра (в части оформления второй подписи). Персонал централизованной бухгалтерии группируется в отделы по функциональному признаку, например, отдел учета бюджетных обязательств, отдел учета расчетов по заработной плате, отдел учета нефинансовых активов, отдел учета доходов и продуктов питания, отдел аналитики и отчетности.

Договор на оказание услуг

Форма контракта разрабатывается отдельно при оказании услуг на безвозмездной или платной основе.

В документе должно быть написано:

  1. ответственность за определенные нарушения;
  2. задачи и цели ЦБ;
  3. регламент рабочего процесса;
  4. возможности организации хранения документов и работы с архивом.
  5. список лиц, которые имеют право подписывать бухгалтерскую документацию;
  6. крайние сроки подачи на учет первички и ее обработки;
  7. права и обязанности;

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Основополагающие документы

Проверка правильности ведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры на бухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдения договорных условий.

В договорах на обслуживание, как правило, определена степень централизации, основные задачи централизованной бухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизор черпает основную информацию об объекте проверки. Кроме функций, прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует право первой подписи.

Руководитель бюджетного учреждения, заключая договор, может оставить за собой право первой подписи лишь по приносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения. Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера или бухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранного способа централизации.

Вторым моментом, на который обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политика имеет большое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней.

Четко и грамотно сформированная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. Государственная учетная политика реализуется через , утвержденную (далее — Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется также в соответствии с . его гласит, что организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. На основании этих положений бюджетные учреждения при наличии особенности в деятельности могут формировать свою учетную политику.

При этом ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер учреждения (). При необходимости бюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику на основании и . При наличии в учреждении учетной политики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятий правильность ее составления и утверждения в соответствии с законодательством: — невнесение изменений в учетную политику; — отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера; — отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля за хозяйственными операциями.

Особенность функционирования централизованных бухгалтерий заключается в сложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений.

Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важно определить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями.

В связи с этим важным документом является график документооборота, при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинство нарушений.

Вы здесь

» Положение о бухгалтерии автономного учреждения Добавлен на сайт: 10.12.2014Тип: Утверждаю Автономное учреждение [наименование] [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать положение] [число, месяц, год] М.

П. 1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением автономного учреждения (далее — учреждение), создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя] одновременно с созданием или ликвидацией учреждения.

1.2. Бухгалтерия подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя учреждения].

1.3. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом [наименование должности руководителя учреждения]. 1.4. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.

п.) руководство бухгалтерией осуществляет его заместитель, а при отсутствии последнего — другое должностное лицо, о чем объявляется приказом по учреждению. 1.5. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность главного бухгалтера и других работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем учреждения. 1.6. Бухгалтерия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями учреждения, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

1.7. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется: — законодательством о бухгалтерском учете; — планом счетов по бухгалтерскому учету автономных учреждений и инструкцией по его применению; — положениями по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях; — иными нормативными правовыми документами о бухгалтерском учете в автономных учреждениях; — уставом автоновного учреждения; — настоящим положением. 1.8. [Вписать нужное]. 2.1. Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает [наименование должности руководителя учреждения] по представлению главного бухгалтера и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда]. 2.2. Бухгалтерия может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).

2.3. Положения о подразделениях бухгалтерии (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются главным бухгалтером, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп]. 2.4. [Вписать нужное]. На бухгалтерию возлагаются следующие задачи: 3.1. Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности учреждения.

3.2. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждения. 3.3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости. 3.4. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства учреждения.

3.5. Выполнение [государственного, муниципального] задания и предоставление отчета по результатам его исполнения. 3.6. [Вписать нужное]. 4.1. Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также исходя из структуры, особенностей деятельности учреждения и необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. 4.2. Разработка и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

4.3. Организация ведения раздельного учета доходов от выполнения задания учредителя и от предпринимательской деятельности в соответствии с учетной политикой учреждения. 4.4. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также системы документооборота, позволяющей идентифицировать хозяйственные операции, выполняемые в рамках целевого финансирования и осуществляемые за счет предпринимательской деятельности. 4.5. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций.

Контролирование проведения хозяйственных операций. 4.6. Распределение в соответствии с нуждами учреждения полученной из бюджета субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя. 4.7. Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4.8. Организация бухгалтерского учета и отчетности в учреждении и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.

4.9. Своевременное представление в установленном порядке полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах, иной бухгалтерской и статистической отчетности.

4.10. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

4.11. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. 4.12. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.13. Своевременный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, выполнения работ, оказания услуг, результатов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. 4.14. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости выполняемых работ, оказываемых услуг. 4.15. Обеспечение своевременных расчетов по заработной плате.

4.16. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения. 4.17. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам. 4.18. Отчисление средств на материальное стимулирование работников учреждения.

4.19. Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов и устранения потерь. 4.20. Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства Российской Федерации.

4.21. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей. 4.22. Принятие мер по обеспечению накопления финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости учреждения. 4.23. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах); контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами.

4.24. Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов; законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. 4.25. Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. 4.26. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, а также другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

4.27. Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях учреждения (проведение документальных ревизий). 4.28. Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.

4.29. Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов и надбавок к заработной плате, положений о премировании.

4.30. [Вписать нужное]. 5.1. Бухгалтерия вправе: — требовать от всех подразделений учреждения соблюдения порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений; — требовать от руководителей структурных подразделений учреждения и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств учреждения, обеспечение сохранности собственности учреждения, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета и контроля, в частности: 1) пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм; 2) улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд учреждения, обслуживания и управления; 3) проведения мероприятия по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выполняемых работ, оказываемых услуг; — проверять в структурных подразделениях учреждения соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; — вносить предложения руководству учреждения о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения по результатам проверок; — не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения [наименование должности руководителя учреждения] и начальника юридического отдела; — вести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем учреждения; — представительствовать в установленном порядке от имени учреждения по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими учреждениями, организациями, предприятиями; — по согласованию с [наименование должности руководителя учреждения] или его заместителем привлекать экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета для консультаций, подготовки заключений, рекламаций и предложений.

5.2. Главный бухгалтер вправе: — в случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) докладывать [наименование должности руководителя учреждения] для принятия мер; — вносить предложения в отдел кадров и руководству учреждения о перемещении работников бухгалтерии, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую и финансовую дисциплину; — давать согласие или отказывать в нем по вопросам назначения, увольнения и перемещения работников бухгалтерии; — [вписать нужное]. 5.3. Требования бухгалтерии в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений учреждения.

5.4. [Вписать нужное]. 6.1. Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, бухгалтерия взаимодействует: 1) С планово-экономическим отделом по вопросам: — получения: планов оказания услуг, выполнения работ на месяц, квартал, год в целом по учреждению и по отдельным структурным подразделениям; проектов тарифов на работы и услуги; отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и учреждением в целом; [вписать нужное]; — предоставления: данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, субвенций; расчетов заработной платы; предварительных расчетов амортизационных отчислений; данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; [вписать нужное]. 2) С отделом материально-технического снабжения по вопросам: — получения: товарно-сопроводительной документации; отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсов; сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов; отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов; [вписать нужное]; — предоставления: утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода; [вписать нужное]. 3) С отделом организации и оплаты труда по вопросам: — получения: данных об использовании фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; положений о премировании; норм труда; расчетов трудоемкости выполняемых работ, оказываемых услуг; [вписать нужное]; — предоставления: сведений о фактически начисленной заработной плате по учреждению и по подразделениям; утвержденных фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; сведений о дополнительных выплатах; рекомендаций по оформлению расходования фондов оплаты труда; [вписать нужное].

4) С [наименование структурного подразделения] по вопросам: — получения: [вписать нужное]; — предоставления: [вписать нужное]. 6.2. Главная бухгалтерия согласовывает с руководителями структурных подразделений учреждения, а также с отделом организации и оплаты труда вопросы назначения, увольнения и перемещения материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

6.3. Главная бухгалтерия оказывает методическую помощь работникам подразделений учреждения по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

6.4. [Вписать нужное]. 7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением несет главный бухгалтер. 7.2. На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за: — правильное ведение бухгалтерского учета; — принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые отвечают требованиям установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; — своевременную и правильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами; — соблюдение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь; — своевременное проведение в структурных подразделениях учреждения проверок и документальных ревизий; — составление достоверной бухгалтерской отчетности; — [вписать нужное].

7.3. Главный бухгалтер привлекается наравне с [наименование должности руководителя учреждения] к ответственности в случае: — нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность; — нарушения сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам; — [вписать нужное].

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+