Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Как проходит процедура. Пошаговое описание


Рассмотрим ключевые этапы признания стратегического предприятия банкротом.Этап 1.

Меры по предотвращению банкротства.Отдельное внимание в 127-ФЗ уделяется превентивным мерам по недопущению банкротства.

Перечень мероприятий, который направлен на это, приведен в ст. 191 127-ФЗ:

  • Реорганизация стратегических предприятий и учреждений.
  • Погашение задолженности федерального бюджета (дебиторской задолженности по отношению к стратегическому предприятию) при несвоевременной оплате за товары и услуги по государственному оборонному заказу.
  • Содействие достижению соглашения стратегических предприятий с кредиторами о реструктуризации их долгов, в том числе через государственные гарантии.
  • Прочие меры по недопущению задолженности.
  • Проведение реструктуризации долговых обязательств в части основного долга и начисленных штрафных санкций перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  • Осуществление досудебной санации.
  • Организация и проведение учета финансового состояния стратегических компаний и анализ их платежного баланса.

Этап 2.

Передача заявления о банкротстве в арбитражный суд и первое заседание по делу.В ходе первого судебного заседания судья должен определить обоснованность требований о признании предприятия банкротом (в частности, соответствие должника признакам банкрота из п.

3, 4 ст. 190 127-ФЗ).В случае признания претензий обоснованными назначается арбитражный управляющий в деле о банкротстве.

На основании положений ст. 193 127-ФЗ Правительство может предъявлять дополнительные требования к кандидатуре управляющего, например, ставить условие о наличии у него допуска к государственной тайне.Этап 3. Проводится первое собрание кредиторов.На этом собрании принимается решение о переходе к одной из процедур в деле о банкротстве юрлица. Если такое решение не было принято, суд может продлить сроки для того, чтобы кредиторы могли определиться.

В случае если дальнейшее продление невозможно, суд может принять решение о переходе к одной из следующих процедур:

  1. финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника и собственников имущества при условии предоставления обеспечений (в том числе в виде госгарантий);
  2. конкурсного производства – при отсутствии перспектив для восстановления платежного баланса и при официальном признании компании банкротом.
  3. внешнего управления – при отсутствии основания для введения этапа финансового оздоровления и если в суд поступило заключение от органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности через введение внешнего управления;

Этап 4. Финансовое оздоровление стратегических предприятий (по нормам ст. 194 127-ФЗ).Для введения этапа финансового оздоровления должника требуется соблюдение ряда условий:

  • Требования кредиторов по графику должны предполагать внесение ежемесячных траншей равными частями в течение года.
  • По утвержденному графику погашения задолженность должна начинать погашаться не позднее месяца после вынесения определения о введении оздоровления.
  • Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательства должника по бухгалтерскому балансу на дату проведения первого собрания кредиторов.

На основании положений п.

2 ст. 194 127-ФЗ, даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться в суд с заявлением о введении внешнего управления или признании должника банкротом, суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника или собственников имущества о предоставлении обеспечения.Этап 5.

2 ст. 194 127-ФЗ, даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться в суд с заявлением о введении внешнего управления или признании должника банкротом, суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника или собственников имущества о предоставлении обеспечения.Этап 5.

Внешнее управление стратегическими предприятиями (на основании ст. 195 127-ФЗ).Внешнее управление при банкротстве стратегических предприятий имеет свои особенности по сравнению с аналогичным этапом при стандартном банкротстве юрлица.

Назначенный внешний управляющий обязан разработать план деятельности и перед представлением его собранию кредиторов на согласование передать план в федеральный орган исполнительной власти в отрасли экономики, в которой работает стратегическое предприятие. Сделать это нужно минимум за 15 дней до проведения собрания кредиторов.При этом исполнительный орган власти вправе направить собранию кредиторов и в арбитраж заключение о плане внешнего управления с анализом предусмотренных в документе мер по восстановлению платежеспособности.Также на основании п.

3 ст. 195 127-ФЗ орган исполнительной власти может ходатайствовать о переходе к этапу финансового оздоровления, если такой ранее не вводился по отношению к должнику.Внешний управляющий на стратегическом предприятии наделяется широкими полномочиями. К нему переходит максимально широкий спектр прав по управлению предприятием, но базовой целью его работы должно стать погашение долгов перед кредиторами посредством восстановления нормальной финансовой динамики.В рамках внешнего управления в отношении стратегического предприятия или компании могут быть предусмотрены сделки, которые не относятся к текущей хозяйственной деятельности должника, направленные на следующее (по п. 4 ст. 195 127-ФЗ):

  1. получение займов, кредитов, передачу поручительств и гарантий, организацию доверительного управления на предприятии, перевод долга;
  2. отчуждение и обременение (передача в залог) недвижимого имущества;
  3. покупку акций и долей в иных компаниях;
  4. заключение договоров простого товарищества.
  5. распоряжение прочим имуществом компании, которое превышает 5% от величины активов должника;
  6. продажу предприятия;

При этом внешнему управляющему запрещается отказываться от договоренностей, связанных с выполнением гособоронзаказа, отчуждать некоторые виды имущества, которые предназначены для оказания услуг по госзаказу для оборонных целей (на основании п.

5, 6 ст. 195 127-ФЗ). При организации торгов для продажи имущества стратегического предприятия управляющий может воспользоваться открытыми и закрытыми процедурами. При этом при продаже предприятия, как имущественного комплекса, необходимо использовать такой способ продажи, как конкурс.Если в составе имущества должника числится имущество, которое признано ограниченно оборотоспособным, то предприятие продается через закрытый конкурс.

К участию в закрытом аукционе допускают ограниченный спектр участников, которые вправе являться собственниками таких предприятий. Покупатели должны гарантировать сохранение профиля деятельности предприятия и продолжение выполнения работ по гособоронзаказу и обеспечению федеральных нужд.Профильное контролирующее ведомство в дельнейшем вправе расторгнуть действующий договор купли-продажи, если докажет, что покупателем не было сохранено целевое предназначение предприятия, как единого комплекса.

В таком случае предприятие вернут обратно государству.Если работа стратегического предприятия имеет оборонный профиль, то РФ обладает преимущественным правом его покупки. В отношении конкурсных кредиторов и аффилированных лиц законодательно введен запрет на участие в торгах.Победитель конкурса должен в течение месяца после подписания итогового протокола по конкурсу подписать договор купли-продажи.
В отношении конкурсных кредиторов и аффилированных лиц законодательно введен запрет на участие в торгах.Победитель конкурса должен в течение месяца после подписания итогового протокола по конкурсу подписать договор купли-продажи. Затем 30 дней отводится ему на оплату стоимости предприятия по акту.Этап 6.

Введение этапа конкурсного производства.Этап конкурсного производства – завершающая стадия процедуры банкротства.Переход к конкурсному производству указывает на то, что суд не видит потенциала для восстановления платежеспособности на предприятии. На данной стадии происходит формирование конкурсной массы для реализации имущества должника и погашения из этих средств требований кредиторов.При продаже имущества должника должны учитываться правила и ограничения, которые прописаны в ст. 196 127-ФЗ. По результатам конкурсного производства компания перестает существовать.Таким образом, стратегические предприятия также могут быть признаны банкротами.

Сама процедура банкротства в отношении таких компаний происходит по общему алгоритму, но с некоторыми особенностями. Такие особенности связаны с правовым статусом стратегических предприятий и их социальной значимостью.

Для признания стратегического предприятия банкротом требуется, чтобы сумма долговых обязательств превысила 1 млн р.

(по сравнению с 300 тыс. р. в стандартном случае), а продолжительность просрочки составила более 6 месяцев (3 месяца в стандартном случае). Также по нормам 127-ФЗ о банкротстве ликвидация юрлица со статусом стратегического предприятия должна происходить в исключительных случаях: только если меры по восстановлению платежеспособности не будут иметь положительного эффекта.

Суд наделен правом не учитывать мнение собрания кредиторов при введении этапа финансового оздоровления. ВверхНе нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии.

24 часа бесплатно! +7 (499) 110-86-72Москва и область+7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург8 (800) 350-02-93Регионы РФЭксперт в сфере права и финансовПодпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»Задать вопрос

Меры противодействия

Задачей Правительства при угрозе объявления экономической несостоятельности организации становится препятствование попадания таких компаний в долговую яму.

В подобных случаях указанное ведомство выполняет следующие действия:

  1. досудебная санация.
  2. содействие по заключению соглашения частных контор на реструктуризацию и проведение этой процедуры с государственными компаниями;
  3. реорганизация;
  4. оценка и учет платежеспособности должника;
  5. погашение недоимки перед контрагентами;

Соответственно, этот орган исполнительной власти предпринимает доступные меры по стабилизации финансовой ситуации, чтобы избежать краха. Такой подход объясняется спецификой рассматриваемой отрасли и значением продукции, которую выпускают подобные предприятия.

Выяснение определений

Начнем с уточнения вопроса, какие компании получают статус стратегического объекта.

В подобных обстоятельствах речь идет о предприятиях в государственной собственности, которые изготавливают продукцию соответствующего значения. Иными словами, организации, которые работают в сфере поддержания государственной безопасности либо охраны здоровья и жизни граждан, называются стратегическими предприятиями.

Компании, работающие по государственному заказу и выпускающие стратегически важную продукцию, называются стратегическими предприятиями Сюда относятся ведомства поддержания обороноспособности и безопасности, аэропорты, информационные агентства, промышленные предприятия, компании, работающие в области научных исследований.

Подробный перечень предприятий, получивших этот статус, перечислен в Указе Президента страны №1009.

Это предписание издано в 2004 году, однако сюда периодически вносятся изменения и обновления. Важно! Список рассматриваемых организаций формирует Правительство Российской Федерации. Для ознакомления с изменениями такие сведения публикуются. Помимо указанных выше объектов, чьи акции принадлежат государству, к стратегическим предприятиям относят и частные фирмы, проводящие работы в области поддержания обороноспособности.
Помимо указанных выше объектов, чьи акции принадлежат государству, к стратегическим предприятиям относят и частные фирмы, проводящие работы в области поддержания обороноспособности.

Такая занятость нуждается в . Целью выдачи допуска тут становится выполнение заказа страны на выполнение работ по государственному оборонному заказу.

Понятие и нюансы признания несостоятельности

В соответствии со ст.

169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  1. количество работников больше 5 тысяч.
  2. число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  1. в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.
  2. период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г.

№22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Категории

Законодательство, которым регулируется процесс

Признание финансовой несостоятельности предприятий, относящихся к категории стратегических, происходит в соответствии с положениями закона «О несостоятельности».Статья 190 данного нормативно-правового акта объясняет основные положения процесса, а статьи со 191 по 196 описывают детали признания финансовой несостоятельности стратегических предприятий.

Финансовое оздоровление

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой.

Речь идет о процессе финансового оздоровления.

Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  1. оптимизация структуры компании;
  2. оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.
  3. выделение средств из бюджетов разных уровней;
  4. проведение реструктуризации в самой компании;

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Банкротство стратегических предприятий

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно — производственные, научно — исследовательские, проектно — конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций: В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций.
Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций: В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций.

Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации Лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации Правительство Российской Федерации кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных Законом, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций АС выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов; Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями АС выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления; План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с: продажей предприятия; отчуждением или обременением недвижимого имущества; распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника; отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ; заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли — продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли — продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций: Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

Кто может быть инициатором

Дмитрий Иванов.

Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: +7 (499) 110-86-72.
  2. Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  3. Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист Признание предприятия банкротом традиционно начинается с подачи заявления о признании его финансовой несостоятельности в арбитражный суд.

Признание банкротства происходит исключительно в судебном порядке. Инициатива о признании предприятия банкротом может исходить от кредиторов предприятия (по кредитам и гражданско-правовым сделкам) или от уполномоченных органов (в частности, Налоговой службы). Особенностью банкротства стратегического предприятия является то, что участником данного процесса может стать федеральный орган исполнительной власти, который проводит госполитику в сфере действия стратегического предприятия (на основании ст.

192 127-ФЗ).

Конкурсное производство в отношении стратегических организаций

Особенности банкротства стратегических предприятий подразумевают особую процедуру для стадии конкурсного производства. Если восстановить платежеспособность компании не удалось или же

Правительство в этом не заинтересовано, имущество, принадлежащее предприятию, будет продано на аукционе. Когда имущество относится к общему обороту, но оно выставляется на открытые торги, а если принадлежит к категории ограниченного оборота, то аукцион проводится закрытый.

Допускаются к нему физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют право владеть таким имуществом, согласно законодательству РФ. Приобретая имущество, покупатель берет на себя следующие обязательства:

  • обеспечение целевого назначения приобретаемого имущества;
  • выполнение договоров, заключенных компанией-должником с региональным или федеральным правительством.

Рейтинг: 5.0.

Голосов: 1 Please wait. Рассказать друзьямТакже читайте

  1. Процедуры списания долгов по кредитам
  2. Определение понятия банкротство
  3. Что нужно знать о федеральном законе 476, вносящем поправки к закону «О несостоятельности»

Общая схема

Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев. Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей.

Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли. Суд обязан ввести на предприятие , если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий.

Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа. В тех случаях, когда место имеет , со стороны должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.

На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+