Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Жилищное право - Обеспечение жильем выселяемых из аварийного жилья

Обеспечение жильем выселяемых из аварийного жилья

Обеспечение жильем выселяемых из аварийного жилья

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий


Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания. Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания.

2. Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг:

  1. проект реконструкции помещения;
  2. иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.
  3. копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
  4. документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;

4.

Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи. 5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  1. жилое помещение пригодно для проживания;
  2. дом признается аварийным и подлежит сносу.
  3. существует необходимость в проведении капитального ремонта;
  4. жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов;
  5. данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке;
  6. аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт;

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения. Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  1. государственный;
  2. муниципальный.
  3. частный;

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации: 1. Предоставление равноценного жилого помещения.

Данная мера возможна, если выселяется собственник.

Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат. 2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.

Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении.

Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения.

Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд. В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения.

Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Права собственников

Жильцы имеют право на:

  1. наличие в предоставляемом помещении базовых коммуникаций (канализация, электричество, водопровод);
  2. выбор из трех вариантов жилой площади;
  3. компенсацию за свою квартиру, если ни один из вариантов не устраивает;
  4. возмещение расходов на переезд;
  5. расположение жилья в том же населенном пункте, что и непригодного.
  6. новое помещение, равноценного аварийному по площади;

Реализация прав возможна только в случае, если дом, квартира, комната попала в программу переселения, иначе жильцам аварийного дома откажут.

Спор за метр

«Дом». Приложение от 21.11.2019, стр.

1 В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной. Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв.

м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета. В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон

«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

«Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»

,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева.

«Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия»

.

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле «метр в метр», то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2020 года, в стране насчитывается 54,7 тыс.

аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м. Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв.

м жилья. Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств.

Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье». Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта.

Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта.

«Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»

,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко. Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан.

Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок.

Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Правительство предлагает внести два новых правила в ст.

32 ЖК РФ. Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма).
32 ЖК РФ. Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма). Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством». Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств.

«Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений. Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту».

При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения. По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан.

Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме.

По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст. 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами. «Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения.

При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме.

Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ. «Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья). Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения.

Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь. Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством.

Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц. Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов.

«Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя»

. Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная:

«Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам»

.

Анна Героева

Выселение собственников из аварийного жилья

На основании действующего законодательства устанавливается определенный порядок по выселению граждан из зданий, которые признаны непригодными для жилья. При этом собственнику жилья предлагают воспользоваться одним вариантом, предлагаемым Правительством при выселении:

  1. Получить вместо прежнего жилья – нового;
  2. Получить денежную сумму (выкуп), в размере рыночной стоимости жилья, из которого производят выселение.

Помимо реальной цены квартиры в стоимость выкупа также включают и убытки, которые связаны с освобождением и переселением. В том случае, если госорганы отказываются производить выплату выкупа хозяину помещения, он вправе обратиться в суд.

Как правило судебная практика лояльна в этих случаях к хозяевам жилья и принимает решение в их пользу. Если взаимен аварийного жилья предлагается новое, то оно должно отвечать основным требованиям:

  1. Количество комнат и общая площадь жилья должна совпадать с теми же параметрами прежнего жилья.
  2. Новое жилье должно находиться в том же населенном пункте, что и прежнее;

Важно!

Предложить собственнику взамен аварийного жилья могут как квартиру в новостройке, так и вторичное жилье.

Недвижимость итоги года

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья Новая квартира для переселенцев из старого и аварийного жилья никак не может быть по площади меньше и хуже старой — заявил Верховный суд РФ, пересматривая итоги одного весьма типичного спора. Городские власти Волгограда судились с потенциальными новоселами, которые категорически отказывались ими становиться.

Сейчас в судах рассматривается большое число исков от переселенцев из аварийного жилья.

Фото: Сергей Михеев Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной. Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры.

И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан. Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог — дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы.

Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе .

То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась — у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом — те же две, но проходные.

Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого. Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение — переселить строптивых жильцов. Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой.

И в иске городской власти — отказал.Так «переселенческий» спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно. По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы.

Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были — изолированные. Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами.

Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив — заявила, что смежные комнаты «не улучшают жилищные условия семьи». Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса — 85, 86 и 89.

В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной «применительно к условиям того населенного пункта», где люди жили.
Новая квартира должна быть благоустроенной «применительно к условиям того населенного пункта», где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, — жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья.

И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными.

А райсуд решил, что новая квартира

«отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта»

, да и по метражу новое жилье больше. Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее.

При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности

«предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому»

.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции

«отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции»

. Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Инфографика «РГ»: Александр Смирнов/Елена Домчева

Прошлое и настоящее

До введения в действие Жилищного кодекса РФ существовал иной подход в регулировании порядка предоставления жилых помещений при выселении. В соответствии со статьей 91 ЖК РСФСР граждане подлежали выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения в связи со сносом. При этом требования к жилым помещениям, предоставляемым в связи со сносом занимаемого ими жилья, были изложены в статьях 96, 40 и 41 ЖК РСФСР, а также в статье 11 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в соответствии с которыми предоставляемое жилое помещение должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта; размер его должен был находиться в пределах нормы жилой площади (статья 38 ЖК РСФСР); не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов; предоставлялось с учетом состояния здоровья и иных заслуживающих внимание обстоятельств; в пределах социальной нормы, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из изложенного следует, что раньше при выселении у граждан имелась гарантия на предоставление жилого помещения с учетом нормы жилой площади, равнявшейся двенадцати квадратным метрам, в том числе если ранее граждане занимали площадь менее нормы жилой площади на человека.

Другими словами, при действовавшем ранее порядке предоставления жилого помещения в связи со сносом люди могли рассчитывать на улучшение жилищных условий, не дожидаясь очереди.

Однако такой подход не канул в лету вместе со старым Жилищным кодексом. Примером тому может служить еще одно дело по иску К.

Т. В., в котором она просила признать незаконным постановление местной администрации о предоставлении жилого помещения, поскольку предлагаемая квартира не отвечала требованиям статьи 57 ЖК РФ. Дела по двум искам К. Т. В. не были объединены судом первой инстанции в одно производство и поэтому рассматривались параллельно.

В обоснование требований по обоим делам истцом заявлялись одни и те же доводы. Президиум Московского областного суда, принимая решение об удовлетворении требований истца и отмене определения кассационной инстанции, указал следующее. Разрешая спор и удовлетворяя заявление К. Т. В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Краснознаменск, суд первой инстанции исходил из наличия у К.

Т. В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Краснознаменск, суд первой инстанции исходил из наличия у К. Т. В. и членов ее семьи права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку они в установленном законом порядке признаны нуждающимися в получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Жилое помещение, которое К. Т. В. с детьми занимает, признано непригодным для проживания, а дом, в котором оно расположено, признан аварийным и подлежащим сносу. Суд кассационной инстанции с данным выводом не согласился, указав, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления К. Т. В., суд кассационной инстанции руководствовался нормами части 1 статьи 89 ЖК РФ. При этом суд кассационной инстанции принял во внимание, что обжалуемое постановление не нарушает прав К.

Т. В., поскольку предусматривает сохранение за ней права состоять в списках очередников на предоставление жилого помещения после предоставления ей жилого помещения площадью 65 кв.

м. Вместе с тем данный вывод суда кассационной инстанции нельзя признать правильным. По смыслу статьи 89 ЖК РФ применение указанной нормы в части предоставления благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания возможно только тогда, когда граждане занимали его в соответствии с нормой предоставления. Данная норма закона предусматривает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Судом кассационной инстанции не было принято во внимание, что при вселении в другое благоустроенное жилое помещение без учета нормы предоставления с К. Т. В. должен быть заключен договор социального найма жилого помещения, принадлежащего муниципальному жилищному фонду.

Однако заключение такого договора становится возможным только тогда, когда гражданам в соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ будет предоставлено жилое помещение с учетом нормы предоставления (Постановление Президиума Московского областного суда от 25.01.2012 № 19). Вот такие разные выводы одного и того же суда по одному и тому же делу.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

Напишите свой вопрос и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут и бесплатно проконсультирует. Ваш вопрос *

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Ваше имя Номер телефона *

Ваш город (регион) *

Спасибо, Саша! Ваша заявка принята Ожидайте звонка юриста в течение 5 минут Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.

Автор статьиПравовед.

Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.Рейтинг автораНаписано статей612

Порядок расселения из подлежащего сносу жилья

В зависимости от того, на каких правах проживает гражданин в жилье, находящемся в аварийном здании, изменяется процедура и порядок действий для расселения. Нанимателям муниципальных квартир в сносимых домах необходимо:

  • Если решение обычно выносится в среднем спустя две-три недели после подачи заявления, то квартиру семья может получить с существенной задержкой.
  • Дождаться рассмотрения заявления межведомственной комиссией и принятия решения по нему.
  • Когда квартира получена, необходимо ее осмотреть в присутствии уполномоченных лиц и в установленном порядке составить акт приема-передачи.
  • Обратиться в муниципалитет с заявлением о включении их и членов их семьи в программу расселения.
  • К поданному заявлению приобщить справку о составе семьи, справку из ЖЭКа с перечнем прописанных в квартире лиц.
  • В случае положительного решения, местные органы власти должны предоставить альтернативный вариант – жилое помещение с не меньшей площадью, чем то, в котором семья заявителя проживала ранее и со всеми благоустройствами (электричество, водопровод, туалет и т.д.).

Если собственника приватизированного жилья не устроил ни один предложенный муниципальными властями вариант или по каким-то субъективным причинам он может потребовать денежной компенсации.

Процедура заключается в следующем:

  • Пишется заявление на имя главы местной администрации с изъявленным в нем желанием о получении компенсации.
  • Подождать принятия решения комиссией (пять рабочих дней).
  • Заключается договор о передаче прав собственности на аварийное жилье на баланс местной администрации.
  • Собственник обязан съехать с семьей из квартиры и этот факт должен быть зафиксирован соответствующим актом, составленным уполномоченным представителем местных органов власти, присутствовавшим при выезде бывшего хозяина и его семейства.
  • Далее администрация осуществляет перевод денежных средств в размере выкупной цены на банковский счет бывшего собственника аварийного жилья.
  • После выселения из квартиры, бывший ее владелец должен в администрацию представить собственные расчеты, которые включают рыночную стоимость жилья, определенную независимыми экспертами, а также остальные расходы, понесенные в результате выселения (временный съем жилья, расходы на переезд и др.). Все расходы должны быть подтверждены документально (чеки, квитанции, счета).

Этап 3. Расселение

Расселение осуществляется после определения дома, в котором будут предоставлены новые квартиры.

Если это новостройка, то сначала здание вводят в эксплуатацию, после чего собственникам можно занимать помещения. Как правило, выбор этажа осуществляется в порядке жеребьевки.

Льготные категории граждан могут самостоятельно выбрать этаж в особом порядке. Оформление права собственности производится после подписания договора мены с представителем администрации (например, главой жилищного департамента).

Затем граждане обращаются в Росреестр или МФЦ и вместе с договором передают остальные документы:

  1. технический паспорт помещения;
  2. выписка из ЕГРН (при необходимости).
  3. паспорт;

Если ранее владельцы проживали на основании права собственности, новое жилье они также получают в собственность.

Если жильцы прописаны по договору социального найма, они заключают новое соглашение с администрацией и продолжают арендовать квартиру на тех же условиях.

Новое в журнале Правовед.ru

Гарантия 100% качества

  1. Мы поможем вам — или вернём деньги!
  2. Лучшие юристы со всей России
  3. Более 2 257 418 довольных клиентов

В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос! Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно 🙂 Главный офис: Санкт-Петербург,ул.

Цветочная, д. 16, литера П, оф. 21, тел. 8 812 424-15-21, круглосуточно Филиал: Москва,ул. Иловайская, д. 10, строение 1, тел.

8 499 705-84-25, круглосуточно © 2011–2020 «Правовед.ru» Все права защищены. The website is owned by Pravoved.RU group of companies.

The group includes Pravoved.Ru Lab Ltd.

which operates the website and provides support for customers (registration number 1187746238536, 143026, Moscow, territory of the innovative center Skolkovo, Bolshoy ave., house 42 building 1, floor 0 room 150 office 5) and LEGALAXY LIMITED which operates payment methods of the website (registration number No.

HE 349968, Stasinou 8, Photos Photiades Business Ctr, Office 402, 1060, Nicosia, Cyprus) Все еще ищете ответ?

Спросить юриста проще! ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ 344 юриста готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Крыша по выбору

Расселение бараков и прочих плохо пригодных для проживания людей зданий — процесс сложный.

Расселение нередко порождает конфликты жильцов аварийных квартир с чиновниками.

Какие права есть в таком случае у будущих новоселов и какие у чиновников, разъяснила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Предлагаемое взамен сносимого жилье должно устроить жильцов. Фото: Артем Ленц/ТАСС Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам.

В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда.

Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить.

Истица же была уверена, что ей должны выделить

«равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение»

.Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле

«имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений»

.

Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения.

Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться.

Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье.

И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого

«допускается только по соглашению с органом местного самоуправления»

.

А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась.

Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным.

Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме

«не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме»

.Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье.

Это опять Жилищный кодекс, статья 32.Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность.

От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав

«в виде предоставления другого жилья в собственность»

.И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье.

Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Власть Право Гражданское право Власть Право Жилищное право Судебная власть Суды общей юрисдикции Верховный суд Постановления Верховного Суда РФ Гражданское законодательство

Какие льготы имеют жильцы домов, признанных аварийными?

После принятия решения о том, что здание непригодно для проживания, оно исключается из списка фонда капитального ремонта.

В связи с этим жильцы освобождаются от обязанности вносить ежемесячные взносы.

Но они продолжают оплачивать все потребляемые коммунальные услуги. В случае если в здании из-за аварийного состояния отсутствует газ или горячая вода, но начисления за них поступают, следует обратиться с заявлением в Управляющую компанию с требованием аннулировать эти суммы.

Платежи должны производиться только за фактически потребленные услуги. Присвоение объекту статуса аварийного не влияет на права собственников. До подписания соглашения с администрацией, а этот период может растянуться на несколько лет, они могут свободно распоряжаться недвижимым имуществом:

  1. продавать;
  2. передавать по наследству или в дар;
  3. сдавать в аренду.

В жилищном кодексе прописано, что уничтожение непригодного для проживания здания – это зона ответственности собственников.

Согласно ст. 32 ЖК РФ владельцы должны самостоятельно за свой счет провести снос аварийных домов.

Если они не осуществили это в предоставленный срок, муниципалитет принимает решение об изъятии участка, на котором расположен объект.

Как следствие, изымаются все жилые помещения.

В большинстве случаев органы местного самоуправления осуществляют переселение и демонтаж за свой счет. К тому же в домах есть квартиры, в которых люди живут на основании договора соцнайма.

Их собственником является муниципалитет. По мнению юристов, содержание статьи 32 ЖК РФ можно толковать, скорее, как право жильцов снести дом и отстроить на том же участке новый, а не обязанность. Но тем не менее периодически возникают прецеденты, когда ответственность и оплату за разбор ветхого строения муниципалитет пытается возложить на жильцов.

В аварийном порядке

Установить дополнительные компенсации жителям, выселяемым из аварийных домов, а также ускорить ремонт старого, но относительно крепкого жилья, предлагает Минстрой. Законопроекты об этом рассматриваются в Госдуме. Собственникам квартир в рассыпающемся доме предложат выкуп за землю.

Фото: Photoxpress По госпрограмме до 2026 года планируется снести около 12 миллионов квадратных метров аварийной жилплощади, переселив 660 тысяч человек.

Однако ежегодно еще около 2 миллионов «квадратов» в России признаются аварийными. При этом эксперты подчеркивают, что не следует путать возраст дома с его состоянием.

Даже столетние здания бывают весьма крепкими. А 40-летняя многоэтажка с общим износом в 50% может быть названа аварийной, если у нее отваливается стена.Компенсации для собственников жилья и для тех, кто живет по договору социального найма, при расселении аварийного здания — разные.

Так, наниматели имеют право получить равнозначное по площади жилое помещение. Собственникам выплачивается стоимость прежней квартиры.»Норма — лукавая, — считает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

— Что будет с этим собственником, если ему предоставят выкупную цену, на которую ничего нельзя купить? Да, у него двухкомнатная квартира в аварийном доме.

Но земельный участок не поставлен на кадастровый учет, значит, это собственность муниципалитета, в выкупную цену она не входит.

А что, кроме земли, стоит?» Внесенным в ГД законопроектом предлагается обязать власти до принятия решения о расселении многоэтажки поставить на кадастровый учет землю, на которой она возведена. Собственники квартир тогда станут и собственниками участка, а компенсации за это могут быть значительно выше, чем за жилье в рассыпающемся здании.Вводятся и дополнительные меры господдержки переселенцев-собственников — их смогут устанавливать региональные власти.

Жильцам предоставят, например, субсидии на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам. В законопроекте оговорено, что подобная матпомощь будет положена тем переселенцам, у кого нет другого жилья, помимо сносимого.Еще одна существующая проблема — риск, что дом признают аварийным по настоянию застройщика, которому приглянулся участок для возведения, например, торгового центра.

«В законопроекте мы предлагаем установить целевое назначение участка, освобождаемого при сносе жилого дома, — говорит замминистра строительства и ЖКХ Татьяна Костарева. — На нем можно будет построить только объекты социальной направленности, жилье с участием средств бюджета или сделать общественное пространство».Предполагается изменить и порядок капитального ремонта изношенных, но не признанных аварийными домов.

Регионам разрешат создавать отдельную «очередь» на капремонт для таких зданий.Полная реконструкция, модернизация этих домов сейчас нередко оказывается чересчур дорогой.

Применение самых современных материалов, с гарантией в 50 лет, тоже не имеет смысла, если понятно, что при любых раскладах дом не простоит дольше 20 лет. Нововведение — выделение домов с износом крыши, стен или фундамента более 70% и домов, где стоимость капремонта выше среднего, — в отдельную подпрограмму — позволило бы внедрить «индивидуальный подход» к их ремонту. Как пояснила «РГ» исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова, это позволило бы проводить в таких домах не комплексный капремонт, а самые первоочередные работы, которые позволят им в ближайшее время не «скатиться» в разряд аварийных.

Но обновления самых «прохудившихся» систем можно будет дождаться гораздо быстрее, чем сейчас.

«При этом никаких изменений в порядке уплаты взносов на капремонт законопроект не содержит и не создает предпосылок увеличения уровня взносов»

, — подчеркнули в Минстрое.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Теги: , , 27 декабря 2020 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2020 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2020 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2020 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу. Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

, в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда.

Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр». Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением. Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем. Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности. Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования).

Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения. Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет. До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме. Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда. Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования.

Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов. На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года. Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет.

Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона. — За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+