Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Может ли трудовая инспекция защитить права работодателя

Может ли трудовая инспекция защитить права работодателя

Может ли трудовая инспекция защитить права работодателя

Анонимное обращение


Письменно обращение в трудовую инспекцию не имеет определенного стандарта.

Важно лишь, чтобы оно было составлено лаконично, без эмоций.

Необходимо, чтобы факты, описанные в заявлении, соответствовали действительному положению дел. При наличии документов, прямо или косвенно указывающих на нарушение работодателем трудового законодательства, копии этих документов следует приложить к жалобе. Если заявитель желает, чтобы его личные данные не фигурировали в жалобе, ему нужно указать об этом в заявлении.

Выглядит просьба примерно так:

«Прошу не разглашать данные обо мне, как о заявителе»

.

Следует отметить, что указывать свои личные данные все равно нужно, без этого жалоба не будет рассматриваться.

Таким образом, анонимным это заявление будет только для работодателя, на которого составлена жалоба. Некоторые факты Варианты взысканий, в том числе штрафы и уголовная ответственность, может быть применены по отношению к главным лицам организации, так и к непосредственно виновным.

Например, если сотрудник говорит о том, что он работает в условиях, не соответствующих нормам безопасности, то виновным в этом случае может быть не только начальник, но и специалист по охране труда.

Жалоба в трудовую инспекцию анонимно – это реальная возможность заявить на нарушения со стороны работодателя и при этом не опасаться негативной реакции и мер возмездия.

Инспектор трудового надзора вправе не разглашать источник поступления информации. Только этим фактом отличается официальная подача жалобы от анонимной.

По существу, в полном смысле этого слова назвать подобное заявление анонимным нельзя. Это лишь одна из форм официальной жалобы, только без разрешения ссылаться на заявителя.

Судебная практика

Постановление девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2010 г. по делу № А08-4495/2010-17. Общество с ограниченной ответственностью «Анна-Транс» (далее — общество) обратилось в Свердловский районный суд города Белгорода с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции труда в Белгородской области № 4-486-20-ППР/17/1 от 25.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 40000 руб. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Полагая, что указанное решение принято судом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Общество полагает необоснованным вывод суда о нарушении норм трудового законодательства, а именно наличие задолженности по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 Буренковым Л.

В. в сумме 10516,71 руб., поскольку был представлен расходный кассовый ордер, по которому Буренкову Л. В. были выданы денежные средства в сумме 10000 руб., о чем имеется подпись последнего.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее. 24.05.2010 г. прокуратура г. Белгорода, рассмотрев материалы проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Анна-Транс», установила, что в нарушение норм трудового законодательства общество имеет задолженность по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 г.

Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб. за январь, март 2010 г., также установлено, что обществом с момента регистрации и до принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения отражены в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г.

Выявленные нарушения отражены в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г.

В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в Государственную инспекцию труда в Белгородской области. Установив в действиях ООО «Анна-Транс» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, главным государственным инспектором труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области 25.06.2010 вынесено постановление № 4-486-20-ППР/17/1 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 руб. Не согласившись с данным постановлением, ООО «Анна-Транс» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из подтвержденности материалами дела факта совершения ООО «Анна-Транс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, вины в его совершении, отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления. Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее Согласно ст.

129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охранен труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструктаж по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержания требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации. Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

<.> Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.

2 ст. 2.1 КоАП РФ), а именно: у ООО «Анна-Транс» имелась возможность выполнять требования трудового законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения требований и норм трудового законодательства обществом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено в нарушение ст.

65АПК РФ. Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, прокуратура города Белгорода и главный государственный инспектор труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области А.

В. Мальгинов не допустили процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводов лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.

4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Арбитражный суд постановил решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 г. по делу № А08-4495/2010-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения. Следует помнить, что в случае выявления нарушений самым опасным последствием для организации может стать приостановление деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников (ст.

5.27 КоАП РФ) на срок до девяноста суток. Отмечу еще раз, работодатель должен не бояться проверок ГИТ, а быть к ним готовым.

Конфиденциальность при проведении таких проверок соблюсти возможно, если заявитель отдельно указывает об этом в своем заявлении, что зачастую не выполняется, а значит, его информация о нем может быть раскрыта. Но только в данном случае это большой роли не играет, ведь нарушение может быть выявлено и при проведении плановой проверки.

Чтобы трудовая инспекция была на стороне работодателя, следует правильно и точно в срок обеспечить неукоснительное соблюдение трудового законодательства, и тогда ГИТ станет не врагом, а другом при возникновении конфликта с недобросовестным работником, пытающимся доказать то, чего не было на самом деле. Источник: журнал «». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

ПОМОЩЬ ЮРИСТА

Защита трудовых прав работодателя не обязательно заключается в исправлении ситуаций, когда интересы предприятия уже пострадали каким-то образом. Юридическая помощь может понадобиться в самых разнообразных ситуациях, и на любом этапе деятельности:

  1. для досудебного урегулирования возникших споров и претензий со стороны работников, контрагентов;
  2. для взыскания с работника ущерба, понесенного по его вине, в том числе репутационного и информационного.
  3. при начале работы, открытии предприятия: для подготовки всех документов и разработки внутренних регламентов, соглашений и т.п.;
  4. для периодического анализа и проверки на соответствие действующим нормам;
  5. для защиты в суде, если работник настроен радикально или уже успел обратиться в суд;

Защита работодателя в трудовых спорах также редко обходится без привлечения профессионального юриста.

Подобные дела, как правило, довольно запутанные, сложные, и требующие комплексных знаний юридических норм трудового права. Помощь юриста может заключаться не только в консультации, но и в представлении интересов юридического лица в судебном заседании, и во всех других процедурах, связанных с трудовым спором.

Помощь юриста может заключаться не только в консультации, но и в представлении интересов юридического лица в судебном заседании, и во всех других процедурах, связанных с трудовым спором. Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать

10.

Избегать повторных нарушений

Иван Бердинских Директор департамента юридического сопровождения и контроля ManpowerGroupИзбегайте аналогичного нарушения в течение года после исполнения предыдущего постановления об административном наказании, иначе придётся платить повышенные штрафы, а виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано. По некоторым нарушениям приостановка деятельности организации может достигать 90 суток.

Заключение

В случае выявления сотрудником нарушенных нанимателем его прав, жалуемся на последнего в уполномоченные инстанции. Написать жалобу на работодателя можно в инспекцию по труду, прокуратуру или суд.

Важно учитывать все нюансы: оформлены ли трудовые отношения официально, выплачивает ли наниматель вам зарплату и в полном ли объёме, обеспечивает ли нормальные условия труда и т.д.

За нарушение тех или иных требований нормативов работодателя могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно): Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на федеральную инспекцию труда.

Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ.

Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ. Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее.

Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Защита прав при участии профсоюзных органов

Работник имеет на получение помощи от профессиональных объединений в защите своих попранных трудовых прав при условии, что они организованы в учреждении работодателя данного работника, вступившего на добровольных началах в члены профсоюза.

Понятие «территориальный профсоюз» раскрыто в соответствующем законе «О профессиональных союзах». Это объединение граждан, работающих в определенной отрасли, создаваемое на добровольных основах и входящее в более крупные профсоюзные объединения. Важнейшей целью профсоюза считается охрана интересов своих членов.

Данное объединение уполномочено контролировать соблюдение работодателями трудовых норм, установленных законодательством. Эта профессиональная организация является независимой, на её деятельность не влияют государственные организации. Для принятия ряда кадровых решений работодатель обязан уведомлять профсоюзы и учитывать мнение этого органа при формировании окончательного решения.

Это тоже важно знать:Законодатель устанавливает эти случаи при прекращении трудовых отношений с членами профсоюза в случаях:

  1. неоднократного отказа работника исполнять должностных обязанностей.
  2. сокращения;
  3. низкой квалификации сотрудника, вследствие чего он признан не соответствующим должности;

Для создания оптимальных условий, способствующих защите интересов всех членов профессионального союза, это объединение может делегировать свои полномочия по защите работников профсоюзным инспекторам. Они обладают правом на:

  1. проверять условия труда работающего населения и выполнение работодателями обязанностей, содержащихся в коллективных договорах;
  2. посещение организаций, в которых трудятся работники, состоящие в профсоюзах;
  3. оказывать помощь в организации возмещения ущерба при получении его членом профсоюза на производстве;
  4. анализировать, что послужило причиной несчастных случаев.
  5. участие в деятельности комиссии по приёму производственных объектов;

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: При обнаружении нарушений профсоюзными инспекторами нарушитель обязан не позднее 7 дней уведомить проверяющий орган о действиях по ликвидации недочётов. Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Способы защиты прав работающего населения, включённые в негосударственные, закреплены законодательно.

Каждый работающий гражданин может сам защитить свои трудовые интересы.

Важную роль в осуществлении трудовых прав, определённых законодательно, играют профессиональные союзы, наделенные для этого довольно обширными полномочиями.

Онлайн-жалоба

Удобный инструмент — подача электронного варианта претензии.

Для этого требуется зайти на сайт Трудовой инспекции в своем регионе, внести необходимые данные, а после отправить претензию для рассмотрения.

При оформлении жалобы в трудовую инспекцию на работодателя онлайн важно учесть ряд моментов:

  • Внесите подробные данные о себе и компании-работодателе с учетом предложенных полей.
  • Информируйте ГИТ о действиях, которые необходимо принять по отношению к нарушителю.
  • Пропишите способ предоставления ответа на обращения (в письме или по e-mail).
  • Укажите причину обращения из приведенного списка.

В целом, структура онлайн-заявления такая же, как и в случае с обычным документом. Плюс в том, что основные моменты уже приведены и остается лишь дополнить недостающие сведения.

У представителей ГИТ имеется месяц на обработку заявления с оповещением о результатах. Если человек подал заявление не в тот орган, в течение недели приходит информация о перенаправлении заявки.

Защита прав работодателя при проверках

Вы здесь Опубликовано 2012-02-21 00:44 пользователем Valeratal «Кадровик.

Трудовое право для кадровика», 2012, N 7 ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕРКАХ В статье рассматриваются новые законодательные положения ТК РФ относительно проведения проверок со стороны инспекции труда. Исследуются проблемные вопросы защиты прав работодателя при проведении проверки. Автор доказывает, что права работодателя были существенно расширены, в то же время на инспекцию труда были возложены дополнительные обязанности.
Автор доказывает, что права работодателя были существенно расширены, в то же время на инспекцию труда были возложены дополнительные обязанности.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(ред.

от 21.11.2011, далее — Закон N 242-ФЗ) было внесено множество изменений в процедуру осуществления надзора и контроля. Ряд вопросов, возникших в связи с этим, уже рассматривался на страницах журнала «Кадровик» [1], однако мы считаем необходимым рассмотреть указанную тему с позиции защиты прав работодателя от неправомерных действий проверяющих. Закон N 242-ФЗ внес ряд существенных изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее — Закон N 294-ФЗ), а также в ТК РФ в части организации и проведения проверок.

Анализ изменений свидетельствует о том, что положение работодателя улучшилось, права органов государственного контроля (надзора), напротив, были ограничены. Из ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ в новой редакции следует, что общие правила проведения проверок устанавливаются именно этим Федеральным законом, в то же время некоторые специальные правила могут устанавливаться иными нормативными актами, в частности ТК РФ.

Таким образом, в случае коллизии между положениями ТК РФ и Закона N 294-ФЗ применяются нормы ТК РФ [2]. Виды контрольных мероприятий В новой редакции ст.

360 ТК РФ впервые появилось упоминание о плановых и внеплановых проверках.

При этом в Кодексе содержатся лишь отдельные положения относительно проведения соответствующих проверок.

Детально порядок их проведения регламентируется Законом N 294-ФЗ.

Плановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным указанным Законом, каких-либо исключений либо дополнений ТК РФ не предусматривает. При этом она носит в большей степени предупредительный характер, поэтому для ее проведения инспекторам необязательно обладать в той или иной форме конкретной информацией о нарушениях законодательства со стороны работодателя.

Для проведения плановой проверки достаточно лишь истечения 3 лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления. Для некоторых сфер Правительством РФ могут быть предусмотрены специальные правила проведения проверок, утверждаемые отдельными актами.

Внеплановые проверки, напротив, проводятся по основаниям, прямо перечисленным в ТК РФ.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются: 1) истечение срока исполнения работодателем выданного Федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 2) поступление в Федеральную инспекцию труда: — обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; — обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; — запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст.

219 ТК РФ; 3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Законом N 294-ФЗ определяются две формы проведения проверок: выездная и документарная.

Оформление каждой проверки одинаково, различным является только порядок ее проведения.

При документарной проверке необходимые материалы орган запрашивает у работодателя, при этом он не имеет права явиться на место осуществления работодателем деятельности.

Выездная проверка, напротив, осуществляется по месту деятельности работодателя, в то же время инспекция не лишается права запросить необходимые ей документы.

Правилом является проведение документарных проверок.

Выездная проверка проводится только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, документах юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Кроме этих, прямо перечисленных в Законе видов и форм проверок, инспекция труда имеет право осуществлять контроль и надзор в иных формах, на которые действие Закона N 294-ФЗ не распространяется.

В частности: — расследовать несчастные случаи на производстве (положения Закона N 294-ФЗ не применяются в соответствии с ч.

3 ст. 1 указанного Закона); — проводить административное расследование в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ; — запрашивать у работодателя документы и информацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий в соответствии со ст.

357 ТК РФ. Следует указать, что в последнем случае, если работодатель не захочет отвечать на запрос, направленный инспекцией труда, в его действиях не будет состава административного правонарушения, так как законодательно предусмотрено, что направление запроса, ответ на который обязателен, возможно только в рамках документарной проверки.

Права работодателя при проверке Обратим внимание на некоторые новые законодательные положения, знание которых поможет работодателю успешно взаимодействовать с инспекцией труда до проверки, в ходе ее проведения, а также оспаривать ее результаты в суде.

Так, новым Законом прямо устанавливается обязанность инспекции труда согласовывать все проводимые проверки с органами прокуратуры.

На прокуратуру возлагается функция надзора за законностью назначения проверок.

При этом подлежит выяснению, имеются ли основания для проведения проверки, не имеется ли факторов, исключающих возможность ее проведения, не проводится ли одновременно в отношении данного субъекта иных проверок (ст.

ст. 9, 10 Закона N 294-ФЗ). Все эти меры направлены на защиту прав работодателя. ТК РФ устанавливает только одно исключение из данного правила: проверки, проводимые в связи с поступившими обращениями работников о нарушении трудового законодательства, могут быть проведены незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ч.

8 ст. 360 ТК РФ). Отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры в случаях, когда это является обязательным, влечет возможность оспаривания ее результатов в судебном либо административном порядке. Как отмечалось выше, проверка может носить плановый и внеплановый характер.

Плановые проверки проводятся довольно редко, в среднем территориальный орган Роструда имеет возможность проверить не более трех организаций в месяц [3]. Связано это в первую очередь с тем, что численность федеральных инспекторов труда ограничена.

Уточнить, имеет ли региональное управление инспекции труда намерение проверить работодателя, а также время, срок и основания проверки, можно на сайте инспекции, где имеется график плановых проверок.

В настоящее время у работодателя имеются инструменты, позволяющие снизить вероятность проведения в отношении него плановой проверки.

Для этого ему необходимо подать в инспекцию труда заявление о соблюдении требований законодательства о труде и охране труда. Указанная возможность в настоящее время предусмотрена во всех субъектах РФ, закрепляется в трехстороннем документе, подписываемом инспекцией труда, региональным объединением профессиональных союзов, региональным объединением работодателей.

В случае если хозяйствующий субъект соответствует требованиям, предъявляемым инспекцией труда и профессиональными союзами, он включается в региональный Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права (далее по тексту статьи также — Реестр). При этом инспекция труда принимает на себя обязательства не проводить в отношении данного субъекта плановых проверок, кроме того, предоставлять ему в любой момент необходимые консультации по вопросам трудового законодательства.

В то же время отметим, что этот важный и полезный инструмент не получил отражения в действующем законодательстве. ТК РФ, Закон N 294-ФЗ не содержат упоминаний о Реестре и об исключениях в проведении плановых проверок в отношении субъектов, включенных в такой Реестр. Таким образом, юридически возможность отказа от плановых проверок является ничтожной, однако практика показывает, что инспекция труда исполняет неформально принятые на себя обязательства.

Гораздо более распространенными являются внеплановые проверки. Избежать их проведения практически невозможно, в то же время можно принять определенные меры к снижению их количества.

Так, в случае если инспекция труда по итогам ранее проведенной проверки выдала работодателю обязательное для исполнения предписание, целесообразно после его исполнения уведомить об этом инспекцию труда, предоставив ей исчерпывающие материалы, так как проверка может быть инициирована в том числе и для контроля исполнения ранее выданного предписания. Кроме того, для работодателя представляется целесообразным развивать социально-партнерские отношения в целях разрешения возникающих конфликтов путем переговоров [4, с. 12]. В случае если проверка все же назначена, следует учитывать, что Законом N 242-ФЗ расширяются права работодателей и предусматриваются дополнительные обязанности инспекции труда при проведении проверки.

Так, инспектор труда обязан уведомить работодателя о проведении внеплановой проверки не позднее чем за 24 часа.

Однако допускаются проверки без уведомлений в связи с поступлением в инспекцию обращений в соответствии с абз.

4 и 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ. В случае если уведомление получено заблаговременно, целесообразным будет ознакомиться с имеющимися у инспекции труда материалами, а именно основаниями для проведения проверки (заявление, обращение), наличием согласования с органами прокуратуры, а также провести оперативное внутреннее расследование фактов, ставших основанием для проведения проверки (в соответствии со ст. 358 ТК РФ инспектор труда имеет право скрыть от работодателя сообщение заявителя, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы). При этом следует помнить, что фактически внеплановая проверка может быть проведена на основании любого обращения, поступившего в инспекцию труда и оформленного надлежащим образом.

При визите инспекторов работодатель вправе требовать вручения ему копии приказа (распоряжения) о проведении проверки, ознакомиться со служебными удостоверениями, регламентами проведения проверки, которые должны быть указаны в распоряжении о ее проведении. В приказе должны быть четко установлены предмет и основания проведения проверки, недопустимым является указание в качестве предмета общих фраз, таких как: «проверка соблюдения трудового законодательства», «индивидуальные и коллективные трудовые отношения» и т.

д. Кроме того, предмет проверки должен соответствовать основаниям ее проведения, то есть в случае внеплановой проверки ее предмет формулируется максимально близко к поступившему в инспекцию труда заявлению, обращению. Полученная копия приказа (распоряжения) о проведении проверки должна соответствовать типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 30.09.2011), содержать определенный набор обязательных реквизитов, а именно: — правильное полное наименование проверяемого лица (сокращенное или фирменное наименования могут указываться дополнительно, но не могут указываться вместо полного, указание ИНН, ОГРН, ОКПО также не является обязательным); — наименование органа Роструда, назначившего проверку, точный и полный состав инспекции, указание на привлекаемых экспертов и наличие у них необходимой аккредитации; — подпись уполномоченного должностного лица (руководителя или заместителя руководителя территориального органа Роструда).

Отсутствие реквизитов или ошибки хотя бы в одном из указанных реквизитов могут повлечь отмену всех результатов проверки. В соответствии со ст. 25 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должны присутствовать руководитель юридического лица, лично индивидуальный предприниматель или их представители.

Их отсутствие может расцениваться как воспрепятствование в деятельности органу власти. В то же время если проверка проводится без предварительного уведомления, то отсутствие руководителя, индивидуального предпринимателя или их представителей не может расцениваться как нарушение. В связи с изложенным, в этой ситуации инспекция вынуждена дожидаться руководителя организации или индивидуального предпринимателя, а также их представителей, начало проверки в их отсутствие может служить основанием для оспаривания полученных результатов.

В ходе проведения проверки инспекторы труда не имеют права выходить за пределы обращения, послужившего основанием для ее проведения. На практике это в том числе означает, что инспектор не имеет права выявлять иные нарушения трудового законодательства и дополнять либо изменять предмет проверки. Такие действия могут быть оспорены в административном или судебном порядке.

В то же время выявленные нарушения в соответствии с абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ могут быть основанием для инициирования еще одной внеплановой проверки.

Непосредственно по окончании проверки работодателю или его представителю должен быть выдан оригинал акта проверки, для подписания в котором отражаются все выявленные обстоятельства. Отказ от его получения со стороны работодателя не имеет процедурного смысла, так как в этом случае акт может быть направлен заказным письмом с уведомлением, и тогда обязанность его получения полностью будет возложена на проверяемое лицо.

Имеющиеся у работодателя возражения как материального, так и процедурного характера следует отразить в указанном акте для обеспечения возможности дальнейшего обжалования. При этом проверяющий инспектор труда должен ознакомить работодателя с правом представлять возражения на акт.

Подводя итог сказанному, отметим, что с изменением правового регулирования контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства со стороны инспекции труда права проверяемого работодателя были расширены, а также подкреплены конкретными гарантиями отмены результатов проверки в случае существенных нарушений процедуры и привлечения самого инспектора труда к административной ответственности.

В то же время судебная практика применения указанных законодательных положений только начинает складываться, а значит, некоторые положения впоследствии могут быть различным образом истолкованы судами. С учетом этого работодателю во всяком случае необходимо принимать все зависящие от него меры для соблюдения трудового законодательства во избежание попадания в поле зрения инспекции труда.

Библиографический список 1. Сапфирова А. Взаимодействие с Федеральной инспекцией труда // Кадровик.

2012. N N 2 — 3. С. 47 — 50; 42 — 59. 2. Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

// Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ [Электронный ресурс].

URL: asozd2.duma. gov. ru. Дата обращения 10.04.2012. 3. Сведения Федеральной инспекции труда о количестве проведенных проверок за 2 месяца 2012 года // Официальный сайт Роструда [Электронный ресурс]: rostrud.

ru. 4. Лушников А. М., Лушникова М. В. Социальное партнерство в сфере труда: Учеб.

пособие. Ярославль, 2008. М. Завьялов Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Подписано в печать 13.06.2012 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Государственная инспекция труда

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде.

Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:

  1. рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  2. сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  3. отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  4. несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;
  5. другие несоблюдения прав работающего населения.

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде. Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.

По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:

  1. приостановить деятельность организации;
  2. подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
  3. составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;
  4. отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  5. выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;

Любые обращения граждан могут стать поводом для назначения внеплановых проверок организаций, в отношении которых поступают жалобы.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Федеральный государственный надзор в сфере защиты трудовых прав осуществляется:

  1. а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (работодатели).
  2. федеральной инспекцией труда (трудовой инспекцией), состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и
  3. ее территориальных органов — государственных инспекций труда (трудовых инспекций),
  4. в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники),

статья 353 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» Трудового кодекса РФ В субъектах Российской Федерации государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют государственные инспекции труда (трудовые инспекции).

п. 2 Положения о государственном надзоре, утв.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (ред.

от 16.02.2017)

«Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

В целях защиты своих трудовых прав работник может подать письменную жалобу или обращение в виде электронного документа в государственную трудовую инспекцию.

Куда следует обратиться для защиты своих прав

При этом насколько эти возражения обоснованы, судья прове­рять не должен, важен сам факт наличия возражений — он автоматически вле­чет за собой отмену судьей судебного приказа. В случае если возражения от должника в установленный срок не поступят, судья выдает судебный приказ для предъявления его к исполнению либо, по просьбе взыскателя (работника), направляет его непосредственно судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Как перейти к исполнению судебного решения?

После вступления в силу судебного решения работнику выдается испол­нительный лист, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления.

Немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о:

  1. восстановлении на работе (ст.
  2. выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

2. Защита трудовых прав работодателя, консультации по трудовому праву, претензии к работнику. Сроки

Согласно ст. 392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

То есть, ждать искового заявления от работника нужно в указанные сроки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. То есть в указанные сроки по данной категории споров необходимо подать исковое заявление. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных выше, они могут быть восстановлены судом.

Следует иметь ввиду, что работники при обращении в суд освобождаются от уплаты госпошлины, что многократно повышает риск таких «бесплатных» исков. Согласно ст.154 ГПК РФ

«гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд»

, т.е. примерно в течение двух месяцев рассматривается трудовой спор в суде.

На практике этот срок увеличивается до 3-6 месяцев в связи со сбором судом документов, опросом свидетелей. Итого общий срок разрешения трудового спора и защиты прав работодателя с учетом досудебной «войны» ~ 4-8 месяцев. Этот срок можно сократить вдвое и даже втрое, если своевременно обратиться к юристам ПБ ЮРИСТОКРАТ, которые безукоризненно составят нужные документы, проведут переговоры, в результате чего спор будет решен, не успев толком начаться.

Зачем потребовались такие поправки?

Право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+