Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как возбуждать дело

Как возбуждать дело

Как возбуждать дело

Порядок возбуждения уголовного дела


Согласно общему порядку, установленному российским законодательством, открытие уголовного дела начинается с проверка заявления, поступившего от гражданина. Само по себе обращение (жалоба по уголовному делу) является обстоятельством к возбуждению процессуальных действий, но не основанием. В связи с этим по обращению может быть получен отказ в возбуждении уголовного дела или запущено процессуальное производство с последующей передачей по подсудности.

Возбуждение уголовного дела соответствующими лицами подтверждается вынесением постановления, в котором указываются: • Дата, время и место открытия дела;• Круг лиц, которые принимали участие в возбуждении процессуальных действий;• Повод и основание для открытия дела;• Квалификация противоправного действия. Если вас интересует то, как быстро возбуждают уголовные дела, можно получить консультацию у адвоката. В любом случае, порядок рассмотрения жалобы в верховный суд и в других случаях, дается задержка по времени, необходимая для детального изучения всех материалов дела, принятия взвешенного и профессионального решения.

Дела частного и частно-публичного обвинения

Статьи УК, дела по которым возбуждаются в частном и частно-публичном порядке, перечислены соответственно в ч.

2 и 3 ст. 20 УПК РФ. Единое для их возбуждения дополнительное требование – заявление пострадавшего или его законного представителя. Но и из этого правила имеются исключения, о которых будет сказано далее.

Заявление о преступлении

— часто встречающийся повод для возбуждения дела.

Под ним понимается сообщение о преступлении независимо от того, пострадал заявитель или нет.

Оно может быть сделано в двух видах: устном и письменном. Письменное заявление обязательно подписывается заявителем.

Устное заявление должно заносится в протокол, которые также подписывается заявителем и принявшим его лицом.

Там содержатся сведения о заявителе и данные удостоверяющих личность документов.

Если устное сообщение было сделано во время следственного действия или судебного разбирательства, то оно сразу же заносится в соответствующие протокола.

Заявитель заранее предупреждается согласно ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за ложный донос.

Это фиксируется в протоколе и закрепляется подписью заявителя.

О преступлении можно сообщить анонимно. Но это не является поводом к возбуждению дела.

В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это то, с чего начинается уголовное судопроизводство, его первый момент, побудительное начало. Повод для возбуждения уголовного дела можно определить как явление объективной действительности, с которым закон связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т.е. принять одно из следующих решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

В законе дан исчерпывающий перечень поводов. Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Вместе с тем этот перечень, основанный на неограниченном виде источников сведений о преступлении, носит открытый характер.

Когда обнаружены признаки преступления, всегда есть повод для возбуждения уголовного дела – если не в виде заявления о преступлении или явки с повинной, то в виде сообщения о преступлении, полученного из иных источников. Исключение составляют сообщения, полученные из анонимных источников, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Значение поводов для возбуждения уголовного дела заключается в том, что они порождают уголовно-процессуальные отношения, с момента их появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обнаружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Кроме того, документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т.д.), служат важным источником информации о преступлении. Характеристика поводов для возбуждения уголовного дела. Заявление о преступлении – это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица, виновного в его совершении, к уголовной ответственности.

Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п.

1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ и относится к полученному из “иных источников”, предусмотренных п.

3 ч. 1 ст. 140 Кодекса. Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. Например, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.
Например, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом к возбуждению уголовного дела будет сообщение, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. При этом следует иметь в виду, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим, порождает обязанности, связанные с появлением повода к возбуждению уголовного дела, однако отсутствие заявления потерпевшего в соответствии с п.

5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого неизвестен (анонимное заявление либо подписанное вымышленным именем), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Анонимные письма не регистрируются, а подлежат уничтожению. Исключение составляют анонимные письма, содержащие данные о конкретных готовящихся или совершенных преступлениях.

Такие письма передаются без регистрации в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Заявления о преступлении могут быть как письменными, так и устными. Однако устное заявление подлежит занесению в протокол, поэтому в конечном счете в обоих случаях заявление приобретает форму письменного документа.

Письменно-документальная форма заявлений служит надежным способом хранения первичной информации о преступлении и о ее авторе.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Когда заявитель лично прибыл в орган дознания, к следователю или прокурору, чтобы вручить написанное им заявление, он предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка на заявлении, удостоверяемая подписью заявителя.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, его составившим. При приеме устного заявления необходимо удостовериться в личности заявителя по соответствующему документу (паспорту, удостоверению личности, свидетельству о рождении и т.п.), реквизиты которого отражаются в протоколе.

Заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя.

В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя содержание замечаний либо указание на их отсутствие.

Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу и т.п.), его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных, нежели заявление, источников информации, т.е. рапортом об обнаружении признаков преступления (ст.

143 УПК РФ). Явка с повиннойявляется одним из видов позитивного постпреступного поведения.

Она предполагает: а) совершение лицом преступления; б) заявление лица, совершившего преступление, о своем участии в нем с одновременной передачей себя в руки правосудия; в) обращение сделанного заявления в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту преступления, – в орган дознания или следователю.

В соответствии с ч. 1 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту такого преступления. В содержание деятельности при явке с повинной входит комплекс следующих действий: 1) совершение лицом преступления как основание явки с повинной; 2) формирование волеизъявления лица, совершившего преступление, на явку с повинной; 3) собственно явка лица в правоохранительные органы; 4) прием и оформление явки с повинной должностным лицом правоохранительного органа; 5) использование явки с повинной должностным лицом правоохранительного органа.

В качестве адресата при явке с повинной могут выступать только правоохранительные органы или их должностные лица – следователь, дознаватель, орган дознания. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном применительно к заявлению о преступлении.
Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном применительно к заявлению о преступлении.

Явка с повинной в качестве повода к возбуждению уголовного дела имеет значение обстоятельства, побуждающего к началу уголовно-процессуальной деятельности и принятию решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом. В ходе последующего судопроизводства явка с повинной может выступить в качестве обстоятельства, вызывающего прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст.

28 УПК РФ). При вынесении обвинительного приговора явка с повинной выступает как обстоятельство, смягчающее наказание ст. 61 УК РФ. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, нежели указанные в ст.

141 и 142 Кодекса (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п.
Таким образом, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся: 1) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений (это прежде всего результаты оперативно-розыскной деятельности; отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско-надзорной деятельности); 2) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например при выполнении милицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления; 3) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях; 5) оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми. Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

С целью исключения случаев укрытия преступлений от учета, а также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. В органах внутренних дел эта книга ведется в дежурной части.

После регистрации рапорт передается руководителю следственного органа или начальнику органа дознания.

Основание для возбуждения уголовного дела. Для возбуждения уголовного дела одного повода недостаточно. Чтобы обеспечить обоснованность расследования, требуется еще и основание.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей (частью, пунктом статьи) Особенной части УК РФ. Таким образом, понятия “повод” и “основание” соотносятся между собой как философские категории формы и содержания.

Установление основания для возбуждения уголовного дела включает в себя: а) выяснение факта совершенного деяния (необходимо выяснить, что произошло, какое действительное событие кроется за теми или иными явлениями); б) установление в этом деянии признаков конкретного преступления (установления логических связей между ними, устранения противоречий, подкрепления обстоятельств комплексом источников); в) сбор достаточных данных, указывающих на признаки этого преступления.

В каждом конкретном случае достаточность данных для обоснованного вывода о наличии признаков преступления определяется уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Стр 1 из 29 » Соседние файлы в предмете

  1. 20.11.2018254.46 Кб
  2. 08.12.2018411.14 Кб
  3. 01.04.20159.94 Mб
  4. 01.04.2015206.53 Кб
  5. 14.03.201640.55 Кб
  6. 01.04.2015142.85 Кб
  7. 03.05.201512.03 Mб
  8. 01.04.201546.9 Кб
  9. 03.05.2015749.06 Кб
  10. 03.05.2015767.49 Кб
  11. 01.04.20151.09 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Основания для возбуждения уголовного дела

В соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (далее – УПК РФ) уголовное дело может быть возбуждено только при наличии повода и оснований для возбуждения дела.

Основаниями являются достаточные данные (доказательства), свидетельствующие о совершении преступления. Но только одних оснований мало, требуются формальные поводы для этого.

К поводам для возбуждения уголовного дела относятся:

  • заявление о преступлении;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • явка с повинной;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Наиболее часто потерпевшие пишут заявление о совершении в отношении них преступления, а также о привлечении конкретных лиц к ответственности. Статья 141 УПК РФ предъявляет определенные требования к заявлению о возбуждении уголовного дела.

Так, заявление может быть сделано в письменной или устной форме. Если заявление подается в письменной форме, то оно обязательно подписывается заявителем. При этом сотрудники правоохранительных органов, принимающие заявление, обязаны предупредить заявителя об уголовной ответственности за совершение заведомо ложного доноса, о чем заявитель делает соответствующую отметку в своем заявлении.

Рекомендуем прочесть:  Документ оценки стоимости здания

Также не допускается возбуждение уголовных дел по анонимным заявлениям. Поэтому если в отношении Вас было возбуждено уголовное дело по заявлению потерпевшего, то сначала проверяйте соблюдение процедуры принятия заявления. Явка с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Она может быть оформлена в виде отдельного письменного документа, составленного указанным лицом, а также она может иметь устную форму. В этом случае сотрудник правоохранительного органа, принявшего явку с повинной, оформляет ее в виде протокола о явке с повинной.

Но и в последнем случае поводом для возбуждения уголовного дела будет именно явка с повинной, что в будущем может быть признано судом смягчающим вину обстоятельством. Если сотрудник правоохранительного органа получил сведения о преступлении из других источников (например, анонимное заявление), то он составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который является самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

Если сотрудник правоохранительного органа получил сведения о преступлении из других источников (например, анонимное заявление), то он составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который является самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  • Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель. Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.
  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.

Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ. Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления.

Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело. Данный факт подтверждается постановлением.

В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях. Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц. В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления. Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого. Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

к содержанию ↑

Жалоба на неправомерное возбуждение дела

В соответствии с нашей Конституцией, каждому гражданину гарантируется надлежащая защита его законных прав, свобод. Жалоба на возбуждение уголовного дела (противозаконное) рассматривается в судебном порядке относительно всех действий (бездействий), решений следователя, дознавателя, прокурора, которые принимаются в период досудебного производства (на рассматриваемой стадии), в ситуации, когда заявитель полагает, что их действиями (бездействием) затруднено наступление момента правосудия, или данные субъекты могут причинить ущерб существующим конституционным правам, законным свободам участников данного уголовного процесса.

В законодательном порядке было признано, что лицо, относительно которого возбуждено дело (уголовное), имеет законное право обжаловать в суде решение соответствующего органа (прокурора) о данном возбуждении.

Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

В этом и заключается сущность данной стадии. Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство. Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела.

Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Общий порядок

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы.

В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  1. гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.
  2. их руководители;
  3. прокурор;
  4. дознаватели и следователи;

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  • Издание постановления о начале уголовного производства.
  • Регистрация сведений о случившемся нарушении закона.

    Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.

  • Изучение информации дознавателем.

    На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей.

Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку. Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право.

В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела.

На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Голубев В.В. Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.Визит к МинотавруНе знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой.

Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.

А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов». Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.

Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении. «Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо.

Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.

Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).

Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода.

Это:

  1. приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
  2. приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
  3. приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;
  4. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
  5. приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
  6. приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
  7. приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  8. приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Там, где служба и опасна, и труднаОбычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД.

По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел.

А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников.

Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится.

А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела.

Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

  • краткое изложение обстоятельств;
  • просьбы, требования;
  • от кого (Ф.И.О., адрес);
  • наименование документа (заявление);
  • кому (начальнику органа внутренних дел …);
  • подпись и дата.

Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так. Пример 1Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом. К заявлению иногда целесообразно приложить документы, ­подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Пример 2Руководство акционерного общества, заявляя о факте мошенничества, может приложить к заявлению копии накладных, телеграмм, писем, ­объяснения и т.п.Пример 3Можно пойти и по другому пути. Представляя интересы гражданки, потерпевшей от насильственных действий супруга, мы при подготовке заявления в милицию собрали объяснения очевидцев происшествия.

Эти объяснения в виде приложения к заявлению поступили вместе с ним в отдел внутренних дел, тем самым была нейтрализована попытка коррумпированных чиновников «замять» дело.Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела.

Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения.

Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления. Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ.

Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.Пример 4Как-то, анализируя со своими студентами показатели преступности, мы спросили у нескольких групп студентов юридического вуза, известно ли им о фактах уклонения от принятия у граждан заявлений о преступлении. В среднем каждый третий опрошенный сказал, что ему известно о таких случаях от ближайших родственников или из личного опыта.В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции.

Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли… Однако руководство МВД не унывает.

Более года назад из недр МВД вышел очередной документ – приказ от 01.12.2005 г.

№ 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию.

Называется она, как отмечалось выше, –

«Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»

(далее – Инструкция). Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату.

Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения». Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.

Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции.

Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта.

Там, в частности, сказано, что

«поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регист­рационный номер»

. А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления. Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел

«оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю»

. В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз.

2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на ­плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники. И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации .Всему на свете приходят сроки Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении.

Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс.

В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток. Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства.

Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования. Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает.

В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь».

Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд.

Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  1. кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  2. о чем просит лицо, подающее жалобу.
  3. чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  4. чем подтверждается факт обращения;
  5. в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Несколько слов о возбуждении уголовного дела Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника.

Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем.

В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома.

Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик. Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем.

Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

  1. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).
  2. явка с повинной,

Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление – об отказе в возбуждении уголовного дела.

Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или ­должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения). Пример 5В заявлении, поступившем участковому, говорится о шпионской деятельности некой подпольной организации.

Разумеется, в отделении милиции таким заявлением заниматься не будут, а переправят его либо в ФСБ, либо, с учетом личности заявителя, его лечащему врачу – психиатру.Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления.

В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Пример 6При осмотре места происшествия было обнаружено, что взломан замок на дверях магазина и пропал сейф, или, скажем, обнаружен труп человека со следами насильственной смерти. При таких условиях уголовное дело в первом случае возбуждается по признакам кражи с проникновением, а во втором – по признакам убийства без отягчающих обстоятельств.

В ходе расследования по мере получения доказательств квалификация может быть изменена. Не исключена возможность, что содеянное в магазине будет расценено как разбой, а случай с трупом квалифицируют как причинение смерти по неосторожности.Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние.

Это, например, дела о получении взятки. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление.

Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления.

Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.

Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.В следующем номере мы расскажем о том, как обратиться в ФСБ.Автор — кандидат юридических наук, доцент, Адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек» Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Постановление прокурора

Прокурор работает с заявлениями и обращениями граждан. В процессе он может столкнуться с фактами, указывающими на наличие признаков, относящихся к преступлению в конкретном деле.

Сюда же причисляются материалы, оформленные по итогам личного наблюдения должностного лица в ситуации, когда он сам стал свидетелем противоправного деяния.

В 2010 году в УПК были внесены изменения. Они коснулись компетенции прокурора в отношении вопроса о возбуждении уг.дел. Так, был введен в действие пункт 2 ст.

37 УПК. Норма статьи устанавливает характер сотрудничества правоохранительных органов и прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела. Прокурор на первой стадии уг.судопроизводства имеет полномочия:

  1. проверка на законность решений должностных лиц, связанных с возбуждением уг. дела;
  2. уведомление о преступлении и передача сообщения от одной инстанции к другой (ст. 151 УПК);
  3. изъятие материалов о преступлении из предварительного расследования.
  4. контроль над выполнением требований к приему и регистрации уведомлений о преступлениях;
  5. вынесение постановления: согласно документу материалы передаются в следствие, дознание в целях принятия решения по уголовному преследованию виновника;

Эти полномочия ограничены тем, что по ст. 146, ч. 1 среди инициаторов процедуры по возбуждению уголовного дела, прокурора нет в списке.

Это означает, что он лишен права возбуждать уголовное дело.

Им обладает дознание, следствие, начальник отдела следствия и его подчиненный.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+