Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Гражданин рф конституционно правовой статус

Гражданин рф конституционно правовой статус

Конституционно-правовой статус личности и гражданина в РФ.


57. Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения. Гражданство – правовая связь человека с РФ, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Российское гражданство приобретается следующими способами: по рождению; в результате приема в гражданство; восстановлением в гражданстве; выбором гражданства (оптацией) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; 5)по иным основаниям, предусмотренным законом.

Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы».

В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне зависимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы».

К таким государствам относится и РФ.

Ребенок приобретает гражданство по рождению: если оба родителя являются российскими гражданами, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — иностранец, а ребенок родился на территории России, в ином случае он станет лицом без гражданства; оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок родился на территории России, а иностранное государство не предоставляет ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители его неизвестны, также будет считаться гражданином РФ, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке.

В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет.

Это называется натурализацией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства.

В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства.

Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком.

Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданство, при определенных условиях могут быть сокращены. В упрощенном порядке допускается: 1.прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, 2.проживали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Советского Союза и не получили гражданства этих государств.

3.если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком.

Восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

Прекращение российского гражданствапроисходит вследствие выхода из него по ходатайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства: невыполнение перед РФ обязательств, установленных федеральным законом; привлечение лица компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда; отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Гражданство РФ прекращается также в результате негативной оптации, т.е.

когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в регистрационном порядке.

Основанием для рассмотрения в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей.

Прекращение гражданства без согласия лица относится только к натурализованным гражданам России, которые получили гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом.

Однако в соответствии с принципом индивидуальной ответственности за вину решение об отмене предоставления российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом. Гражданство детей РФ. Ребёнком по семейному законодательству признаются дети, не достигшие 18 лет.

Гражданство ребёнка в РФ определяется гражданством родителей. ФЗ предусмотрено 5 вариантов решения вопроса о гражданстве ребёнка в ситуации когда российское гражданство приобретается или прекращается только одним из родителей, а другой остаётся в гражданстве иностранного государства: 1) один из родителей, имеющий иностранное гражданство приобретает гражданство РФ, то их ребёнок, проживающий на территории РФ может приобрести гражданство РФ по заявке родителя приобретающего гражданство РФ, 2) их ребёнок, проживающий за пределами РФ может приобрести гражданство РФ по заявке обоих родителей, 3)если один из родителей приобретает российское гражданство, а другой остаётся лицом без гражданства их ребёнок может приобрести гражданство по заявлению родителя, приобретающего гражданство, 4) если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет гражданство иностранного государства, их ребёнок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей, 5) если гражданство РФ у одного из родителя прекращается, а другой остаётся гр-ном РФ, то их ребёнок сохраняет российское гражданство. Гражданство ребёнка может быть прекращено с прекращением гражданства одного из родителя при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющимся гражданином РФ и при условии, что ребёнок не станет лицом без гражданства.

Ребёнок — гражданин РФ, усыновлённый иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Гражданство этого ребёнка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или одного, при условии, что ребёнок не останется лицом без гражданства.

Ребёнок- гражданин иностранного государства приобретает российское гражданство в следующих случаях усыновления: оба усыновителя граждане РФ; один из усыновителей гражданин РФ, другой лицо без гражданства; один из усыновителей гражданин РФ, а другой иностранец Принципы института гражданства:  гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения;  проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает гражданства;  гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;  гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству, если он не признается преступником в РФ (экстрадиция);  РФ всячески поощряет приобретение гражданства РФ лицами без него;  гражданин РФ, имеющий также иное гражданство рассматривается РФ как гражданин РФ;  приобретение гражданином РФ гражданства др. государства не влечет лишение его гражданства РФ;  гражданам РФ за пределами РФ предоставляется всяческая защита и покровительство. 58.Партийная система в Российской Федерации.

Чтобы общественное объединение получило статус политической партии, оно должно иметь: 1) региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в одном субъекте РФ может быть только одно региональное отделение партии; 2) не менее 10 тыс. членов политической партии; 3) руководящие и иные органы политической партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения на территории РФ. Политические партии в РФ создаются в целях:1) формирования общественного мнения; 2) политического образования и воспи-тания граждан; 3) выражения мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведения его до сведения широкой об-щественности и органов гос.

власти; 4) выдвижения кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти и представительные органы местного самоуправления, участия в выборах в указанные органы и в их работе. Политическая партия обязательно должна пройти государственную регистрацию.

Каждая политическая партия должна иметь свой устав, в котором указываются наименование партии, официальная символика партии, порядок приобретения ее членства, руководящие органы партии и другие основные сведения о партии. Деятельность политических партий в РФ должна строиться в соответствии с принципами:1) добровольности; 2) равноправия; 3) самоуправления (т.

е. партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности); 4) законности (т.

е. деятельность партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина и иные требования законодательства РФ); 5) гласности (т.

е. информация о партиях, их деятельности, учредительных и программных документах должна быть общедоступной). Ограниченияв создании политических партий: 1) запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.; 2) запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а равное по признакам принадлежности к одной профессии); 3) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных)органов государственной власти, в государственных организациях; 4) запрещается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений; 5) ограничивается деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Согласно Конституции России в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность, а также идеологическое многообразие,

«никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»

.

В России существует многопартийная система. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах. К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась, но после массовых акций протеста 2011 года законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий.

В 2012 году было зарегистрировано 46 новых партий и ещё 1 партия (РПР) была восстановлена.

По состоянию на 27 сентября 2013 года в РФ официально зарегистрировано 73 политических партии.

Кроме того, зарегистрированы 79 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию. Партийная система — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем: однопартийные; двухпартийные; многопартийные.

Конституционно-правовой статус граждан России.

Основы конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ.

К ним относятся права, свободы человека и гражданина, его обязанности, вопросы гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, а также защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Отношения гражданства на территории РФ регулируются законом «О гражданстве» от 31.05.2002 г., вступившим в силу 01.07.2002 г. Однако после его принятия выяснилось, что миллионы наших соотечественников проживавших на территории бывшего СССР, оказались, приравнены к статусу иностранных граждан. Поэтому осенью 2003 г. Президент РФ выступил с предложением внести существующие поправки в этот закон, которые были одобрены Государственной Думой РФ и вступили в силу 11.11.2003 г.

Раньше граждане бывшего СССР, проживающие теперь в бывших союзных республиках и родившиеся в РСФСР, могли подать заявление о предоставлении им гражданства не ранее, чем через 1 год после получения вида на жительство. Новая редакция закона «О гражданстве РФ» отменила срок ожидания в 1 год.

Отменен этот срок и в отношении аналогичных заявлений супругов (граждан РФ) состоящих в браке не менее 3-х лет, а также в отношении нетрудоспособных родителей российских граждан, проживающих в странах Балтии и СНГ.

Новая редакция закона «О гражданстве РФ» предоставила льготы при получении гражданства ветеранам и инвалидам ВОВ и труда, специалистам – выпускникам российских вузов, или средних учебных заведений, военнослужащим (прослужившим в Российской армии 3 года по контракту). Согласно действующему законодательству проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства.

Согласно действующему законодательству проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Закон предусматривает возможность двойного гражданства.

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращение российского гражданства. Изменение семейного статуса (например, брак с иностранцем) не влечет изменение гражданства.

Закон особо регулирует гражданство детей. При изменении гражданства ребенка 14-18 лет необходимо его согласие.

Гражданство РФ приобретается по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по иным основаниям, предусмотренным законом «О гражданстве». Прием в российское гражданство определяется в общем или упрощенном порядке.

Совершеннолетний, дееспособный иностранец может подать заявление о приеме в гражданство, если в течение 5 лет непрерывно проживает в России, имеет законный источник средств существования, владеет русским языком.

При восстановлении в гражданстве иностранцев или лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ, установлен срок проживания на территории России 3 года. Основания прекращения гражданстваРФ: 1.

вследствие выхода из гражданства РФ; 2. по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве.

Выход из гражданства лица, проживающего в России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего за пределами России, — в упрощенном порядке.

Закон устанавливает ряд ограничений при выходе из гражданства. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве, являются: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства РФ.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

Они являются субъективными правами и свободами. Под субъективными правами понимают юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путём использования соответствующей обязанности со стороны других субъектов права. Субъективные свободы – это правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права.

Конституционные права и свободы носят учредительный характер, составляя основу правового статуса личности. Они образуют целостную систему, обладающую определенной структурой. При классификации конституционных прав и свобод по содержанию, её важнейшими элементами выступают личные, политические, социально-экономические права и свободы.

Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Права и свободы можно также классифицировать по субъекту, по форме осуществления (личные и коллективные), по механизму реализации и по моменту возникновения.

Основным правом человека является право на жизнь. Необходимость его соблюдения накладывает на государство ряд обязанностей: проводить миролюбивую внешнюю политику, отказываться от ведения войн, эффективно бороться с преступностью и терроризмом и др. К сфере личных прав человека относятся также право на охрану государством достоинства личности, право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В Конституции РФ закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени.

Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Гражданский кодекс РФ предусматривает судебную защиту нематериальных благ граждан.

Каждый гражданин РФ пользуется правом свободного передвижения и выбора места пребывания и места жительства, а также может свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в РФ. К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести и вероисповедания.

Российская Федерация – светское государство, в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию.

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Под политическими правами и свободами понимают права, неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти, направленными на осуществление избирательного права. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане – каждый как таковой – участвуют в осуществлении власти.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участия в управлении делами государства.

Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственной формой народовластия является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Важным правом, имеющим непосредственное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии, в которых не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства. Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования. Конституция гарантирует свободу средств массовой информации.

Цензура запрещена в любой форме.

Эти положения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991 г. Законом «О средствах массовой информации».

Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994 г. Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия.

Оно призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи и присяжного заседателя. Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они затрагивают отношения собственности, трудовое право, отдых, здоровье и образование граждан.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, охрану здоровья, право на образование, на свободу литературного, научного, технического и других видов творчества. Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение при переходе страны на рельсы рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным функциям: оно запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

К числу социально-экономических прав относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы негативно отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.

Конституция предоставляет каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В этой сфере намечается серьезное реформирование. К числу фундаментальных социально-экономических прав относится право на образование. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности.

Конституция Российской Федерации закрепила обязательность основного общего образования. В соответствии с Конституцией каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Свобода научного, технического и художественного творчества проявляется в снятии существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, но и искусство, художественные направления.

Все эти права обеспечиваются системой юридических гарантий, содержащихся в соответствующих нормах права. Основными формами защиты прав и свобод человека и гражданина являются самозащита, судебная защита, механизм подачи жалоб Уполномоченному по правам человека РФ, международная защита прав и свобод человека в Европейской комиссии по правам человека и в Европейском Суде. Так, например, право на судебную защиту по гражданских искам означает, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

В этой связи принципиальное значение имеет положение уголовного законодательства о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Отсюда следует, что бремя доказательства лежит на правоохранительных органах. Но при этом никто не может быть признан виновным в совершении преступления, и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем, конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся к каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации.

Конституционно закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы. В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с обязанностью сообщать о своих доходах в налоговые службы.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферы, животного мира.

Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Конституция Российской Федерации закрепила в качестве долга почетную обязанность гражданина Российской Федерации защищать своё Отечество.

Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», где определены условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

Однако до настоящего времени закон об альтернативной гражданской службе не разработан, что существенно ограничивает права граждан, закрепленные на конституционном уровне.

не принадлежат авторские права, размещенных материалов.

Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права

Лекция 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в рф

Политические права и свободы.

Краткое изложение материала Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность».

При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности. Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества. Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека.

Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.

«Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».

Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им. Таким образом, провозглашенные Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г. как права естественные, они становятся в нашей стране правами в юридическом смысле.

Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации.

В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества. Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности.

Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры.

Они призваны формировать правовую политику. Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение.

Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы. Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида.

Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности.

Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства.

В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц.

Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности. Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.

и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти. Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты.

1. Она следует либеральным традициям понимания человека, сложившимся в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального подхода к закреплению правового статуса личности, основанного на тезисе о даровании личности прав и свобод государством. Если не в теории, то по крайней мере на практике такое мнение господствовало. Институциональный подход к правам человека

«приводил к подавлению личности, нарушению свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли»

.

Огосударствление всех сфер общественной жизни влекло за собой стагнацию не только экономики, но и культуры, препятствовало развитию индивида. Согласно новому конституционному законодательству

«основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»

(ч.

2 ст. 17 Конституции РФ). 2. На конституционном уровне впервые закреплены «права человека» и «права гражданина», не идентичные по своему содержанию, отражающие разные аспекты правового статуса личности.

«Права человека проистекают из неотъемлемого качества человеческой личности – достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и свободы»

. Права человека – это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т.

е. они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы.

Эти права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают критерием оценки любой политико-правовой организации общества.

Задача общества и государства состоит в том, чтобы защищать права человека, не допускать их нарушения.

Права гражданина определяют политико-правовую связь личности и государства. Правовой статус гражданина возлагает на личность и государство дополнительные права и обязанности, опосредуемые через различные политико-правовые институты.

Через институт гражданства индивид получает дополнительные гарантии в обеспечении своих прав и свобод. Категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», под которой в российском законодательстве понимается «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека».

3. В Конституции признан принцип приоритетности норм международного права в области прав человека. Это означает, что индивид вправе в соответствии с международным правом обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Присоединение России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод расширяет возможности каждого россиянина по защите своих прав.

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в главе 1 Конституции – «Основы конституционного строя» и главе 2 – «Права и свободы человека и гражданина».

Это такие исходные принципы, как: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства; признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом; равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Данные принципы обусловливают содержание, смысл и применение норм Конституции, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации. Лекция 6.Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Институт политического убежища Тип занятия: Информационная лекция.

1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. 2. Правовой статус беженцев в РФ.

3. Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ.

4. Институт политического убежища в РФ. 5. Соотечественники за рубежом. Краткое изложение материала Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст.

62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанность наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Таким образом, Россия устанавливает для этих лиц «национальный режим». Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства. Иностранными гражданами признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданства» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).

Под лицами без гражданства признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются: 1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ; 2. разрешение на временное проживание; 3. вид на жительство; 4. иные документы. Выделяются три категории иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Выделяются три категории иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

В их статусе имеются определенные различия. Иностранные граждане временно пребывающие могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы и на срок указанный в визе.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Иностранные граждане временно проживающие в РФ должны получить разрешение сроком на три г.

Иностранные граждане постоянно проживающие в РФ в течении срока действия разрешения на временное проживание могут обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Заявление подается в ОВД, не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее 1 г. Россия имеет право отказать в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание и вида на жительство в следующих случаях: 1.

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ; 2.

финансирует, планирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их; 3. подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации; 4. представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; 5.

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно имеет непогашенную или неснятую судимость; 6.

неоднократно (два и более раза) в течение одного г. привлекался к административной ответственности в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ; 7.

не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства; 8. по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения; 9.

выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания; 10.

находился за пределами РФ более 6 месяцев; 11.

заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным; 12. является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий.

Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам граждан РФ и других лиц.

Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство. Иностранные граждане, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами РФ.

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры. Наравне с гражданами РФ им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами.

Иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).

Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории РФ и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами РФ.

Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Иностранные граждане, въехавшие в РФ, обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней со дня прибытия в РФ.

Регистрация детей, не достигших 18 лет, производится одновременно с регистрацией родителей. Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства.

Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ. В связи с различными причинами во всем мире происходит перемещение лиц из мест их постоянного проживания на какую-либо другую территорию.

Миграционные процессы порождают особый вид субъектов, требующих повышенной защиты как со стороны национального, так и со стороны международного законодательства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Российское государство обязуется предоставлять беженцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории.

У каждого беженца существуют обязательства в отношении государства, в котором он находится; в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 г.

«О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 г., касающемся статуса беженцев.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О беженцах» в РФ беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные признаки: это лицо, не являющееся гражданином РФ, т.

е. им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид); находящееся вне страны своей гражданской принадлежности либо вне страны своего прежнего обычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений (для иностранного гражданина); не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства в результате вышеназванных опасений (для лица, не имеющего определенного гражданства). Вопрос о предоставлении статуса беженца относится к исключительной компетенции суверенного государства, поэтому, руководствуясь национальными интересами и международными обязательствами, Россия не предоставляет статус беженца лицам: 1) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества; 2) которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как они были допущены на территорию РФ в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцем; 3) которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций: 4) за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которые пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Кроме того, действие Федерального закона о беженцах не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет.

Одним из следствий распада Советского Союза стало появление нового вида мигрантов – вынужденных переселенцев, т. е. граждан своей страны, вынужденных искать убежище в политически стабильных регионах. В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется – это чисто российское определение.

Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например, «перемещенные лица», «внутренние беженцы» и т.д. Часто понятие «вынужденный переселенец» путают с другими понятиями, например, «беженец», «перемещенные лица».

В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов РФ называют, например, «беженцы из Чечни», «беженцы из Ингушетии», «беженцы из Северной Осетии» и т.д. Следует отметить, что одно из основных отличий правового статуса беженцев от правового статуса вынужденных переселенцев заключается в том, что беженец – это иностранный гражданин или лицо без гражданства, а вынужденный переселенец – это гражданин России.

В соответствии с российским законодательством вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. По вышеперечисленным обстоятельствам вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ. Рассматриваемое понятие содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем.

К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан либо массовых нарушений общественного порядка. Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо, не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок до пяти лет.

Будучи российскими гражданами вынужденные переселенцы обладают большим комплексом прав и могут претендовать на получение дополнительных льгот со стороны государства по сравнению с беженцами. Создание Федеральной миграционной службы России в 1993 г.

имело целью упорядочить регулирование миграционных потоков, преодолеть негативные последствия стихийно развивающихся процессов миграции, создать условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечить гуманное отношение к лицам, ищущим убежище на территории РФ. В рамках СНГ в 1993 г. главами государств – участников СНГ (кроме Украины и Молдовы) было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в котором определяются общие основания для признания лиц мигрантами, а также экономические обязательства государств выезда, компенсация мигрантам за оставляемое жилье и иное имущество, потерю заработка, ущерб здоровью. Предполагается создание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Зафиксировано также право каждого беженца или вынужденного переселенца свободно обращаться в суды на территории соответствующих государств. Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в орган внутренних дел по месту своего пребывания в любом из субъектов РФ.

Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней.

После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия — питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др. Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: при получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения. Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел или в суд в течение месяца.

Решение о признании беженцем принимается соответствующим органом внутренних дел субъекта РФ в течение трех месяцев. Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в принятии ходатайства.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом внутренних дел, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г.

«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральная миграционная служба России была упразднена, а ее полномочия переданы Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г.

«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ упразднено, а функции данного министерства в части, касающейся реализации миграционной политики переданы МВД РФ.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт.

Указом Президента от 26 июля 1995 г.

утверждено

«Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ»

. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статус лиц, которым предоставлено убежище.

Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление политического убежища производится по ходатайству заинтересованного лица Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется. Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если: лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерацией преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ; лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»; лицо представило заведомо ложные сведения; лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своею обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если оно занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Предоставление убежища означает обязанность государственных органов не выдавать лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признаваемые в РФ преступлением, поскольку передача иностранному государству грозит им репрессивными мерами, вплоть до лишения жизни.

Однако лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности России, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление. Вопрос утраты политического убежища решается Президентом.

В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

Стр 13 из 35 » Соседние файлы в предмете

  1. 11.02.2016201.28 Кб
  2. 11.02.20161.61 Mб
  3. 05.12.2018252.93 Кб
  4. 11.02.201673.22 Кб
  5. 11.02.2016105.47 Кб
  6. 11.02.201667.51 Кб
  7. 11.02.2016535.55 Кб
  8. 11.02.2016840.19 Кб
  9. 11.02.2016111.62 Кб
  10. 11.02.20161.44 Mб
  11. 11.02.2016488.45 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.

Стр 17 из 21 Конституционно-правовой статус человека и гражданина – как институт конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного государства. В структуре конституционно-правового статуса выделяются специальные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод. Важным элементом содержания конституционно-правового статуса личности являются его принципы: свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.

Большинство конституций в той или иной мере фиксируют принципы свободы и равенства личности. Традиционное для зарубежного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельностиличности. Однако, это не означает абсолютной свободы.

Государство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано:

«Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов»

. Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.

В основных законах многих зарубежных стран устанавливаются общие требования законности проведения задержания, арестов, обысков. Иногда можно встретить положения о принципах применения уголовных наказаний.

Так, в конституциях Греции и Испании речь идет о запрещении жестоких и унизительных наказаний. 1.Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.е. формальное равноправие граждан.

Это своеобразная основа всей системы прав и свобод личности. Так или иначе, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом.

Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, Японии). Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком.

По классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущество перед женщинами.

В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины – наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде наказания двух женщин приравниваются к наказаниям одного мужчины. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие русскоязычное население.

В США и странах Западной Европы распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.

В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.1 В ряде конституций четко провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости.

Так, в Конституции Венгрии записано, что государство

«признает неотъемлемые и нерушимые основные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства»

.

В Конституции Словакии подчеркивается, что основные права и свободы являются

«неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми»

.

Вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограничении прав и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе.

В большинстве из них ограничения допускаются лишь в случаях, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, осуществление ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах граждан – с целью защиты национальной безопасности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы.

В соответствии с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некоторые из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.

2.Принцип взаимосвязи прав и обязанностей.

В теории и практике зарубежного конституционализма наличие связи между правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент – неисполнение той или иной обязанности не влечет лишение прав.

И большинство конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей между правами и обязанностями. Однако в послевоенное время в содержании отдельных конституций проявляются новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», подобное название имеет и аналогичная часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».

Таким образом, наличие у человека прав и свобод предполагает исполнение ряда обязанностей, что особенно характерно для граждан соответствующего государства. 69. Правовые основы государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами: · «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба; · «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства.

Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством. Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов. 17 : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

: для животных. Схемы и конструкции. : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+