Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Госдума рф по вопросам выезда из крайнего севера

Госдума рф по вопросам выезда из крайнего севера

Госдума рф по вопросам выезда из крайнего севера

Оглавление:

Правоприменительные аспекты рассмотрения дел, связанных с переселением граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей


В последние годы усилился миграционный отток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Настоящая статья посвящена анализу связанных с этими процессом проблем, имеющих место в правоприменительной практике. В 2011 году вступили в силу новые законы, регламентирующее переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Речь идет о Федеральном законе от 17.07.

2011 № 211-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

и Федеральном законе от 17.07. 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

».

Указанные акты в силу своего непродолжительного действия не имеют сложившейся правоприменительной практики.

Более актуальным представляется рассмотрение ранее принятых нормативных предписаний, которые применялись и применяются к отношениям, связанным с предоставлением жилищных субсидий, возникшим в период их действия.Проблема № 1. Придание закону обратной силы В этой связи большой интерес представляет Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П. При рассмотрении заявлений Г.

И. Хваловой и А. С. Стах было установлено, что заявители имеют трудовой стаж в районах Крайнего Севера соответственно 12 лет 6 месяцев и 13 лет.

Однако в 1998 году администрациями по месту их проживания было отказано в выделении жилищных субсидий. В связи с вступлением в силу Федерального закона

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

права на получение субсидии они не имеют, поскольку стаж их работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев доводы заявителей и обстоятельства дела, отметил, что распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) положения части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25.07.1998

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Значение рассмотренного Постановления Конституционного Суда РФ заключается в том, что оно, по сути, подтвердило право лиц, имеющих трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, заработанный до вступления в силу в 1998 году Федерального закона

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

, на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.Проблема № 2. Размер суммы жиилщной субсидии Можно ли требовать повышения суммы с учетом фактического изменения условий, конъюнктуры цен на жилье, увеличения трудового стажа и т. д.? Важное нормативное разъяснение данного вопроса содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах. Также учитывается наличие инвалидности. Согласно части 1 статьи 5 данного Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: — состава семьи; — социальной нормы площади жилья; —- средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством Российской Федерации; — норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом, исходя из части 4 статьи 5 того же Федерального закона, норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К примеру, при стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 10 до 15 лет норматив предоставления жилищных субсидий (процент от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья) составляет 75, от 15 до 20 лет — 80 и т. д. Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, увеличение которых влечет увеличение размера жилищной субсидии. Необходимость учета изменившихся условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

Так, пунктом 20 данного Положения предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов, следует, что в случае, если жилищная субсидия выдана с нарушением срока, установленного законодательством субъекта Российской Федерации, и на момент фактического получения жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья условия, на основании которых был произведен ее расчет, изменились, эти изменения должны быть учтены и субсидия должна быть пересчитана. Следовательно, требование гражданина, получившего жилищную субсидию, о взыскании дополнительно к полученной субсидии сумм в случаях увеличения трудового стажа гражданина или изменения цен на жилье, в соответствии с которыми производился расчет суммы субсидии, правомерно. Анализ судебных решений, связанных с делами о переселении граждан, проживающих районах Крайнего Севера, показывает, что ряд исковых требований граждан связан с оспариванием правовых предписаний подзаконных нормативных актов нормам, изложенным в законах.

Проблема № 3. Коллизионность законодательства Так, 14.07.2008 Верховным Судом РФ было принято решение об отказе в удовлетворении требований истца признать недействующими в части пунктов 17, 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 положениям статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

. По мнению истца, статья 17 Постановления устанавливает очередность предоставления жилищных субсидий, но не указывает граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, и, следовательно, нарушает право истца на первоочередное положение жилищной субсидии.

Заявитель считает, что пункт 18 Положения также противоречит статье 2 указанного закона, так как предусматривает формирование списков категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилищных субсидий, на основании списков, сформированных на основании пункта 17 Положения, т.

е. по остаточному принципу, и в совокупности с пунктом 17 нарушает его право на первоочередное получение жилищных субсидий. Верховный Суд РФ отметил, что очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона, в соответствии с которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с правительством Российской Федерации.

Иным категориям лиц право на первоочередное предоставление жилищных субсидий не предоставляется.

По мысли Верховного Суда РФ, оспариваемые истцом нормы не устанавливают очередность предоставления гражданам социальных выплат, а устанавливают лишь форму и порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по категориям в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона.

Отсутствие в пункте 17 Положения категории граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, не свидетельствует о его противоречии статье 2 Федерального закона, поскольку формирование списков по данной категории граждан предусмотрено пунктом 18 Положения. Пункт 18 Положения также не противоречит статье 2 Федерального закона, так как из содержания пункта 18 не следует, что данная категория граждан обеспечивается жилищными субсидиями по остаточному принципу, после категорий граждан, указанных в пункте 17.
Пункт 18 Положения также не противоречит статье 2 Федерального закона, так как из содержания пункта 18 не следует, что данная категория граждан обеспечивается жилищными субсидиями по остаточному принципу, после категорий граждан, указанных в пункте 17. То, что списки граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, формируются на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, не противоречит федеральному закону и не нарушает прав заявителя.

На основании изложенных доводов Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении исковых требований заявителя.

Таким образом, Верховный Суд РФ не усмотрел коллизии между Федеральным законом и Постановлением, так как в первом нормативном акте были изложены нормы материального права, определяющие очередность предоставления субсидий на приобретение жилья, а во втором — процессуальные нормы, определяющие процедуру составления списков по определенным категориям граждан.Проблема № 4. Сроки обращения за жилищной субсидией Одной из категорий дел, связанных с переселением граждан из районов Крайнего Севера, являются споры об отказе в предоставлении субсидий лицам, ранее выехавшим из районов Крайнего Севера, но подпадающим под действие нормативных актов, дающих право на ее получение.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 21.11.2008 № 4-В08-24 в порядке надзора были отменены решения судов первой и второй инстанций, а дело направлено на новое рассмотрение. В процессе исследования обстоятельств дела было установлено, что истец обратился в суд с иском к администрации муниципального района и министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении жилищной субсидии (сертификата) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из двух человек как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера не ранее 1992 года, признании необоснованным отказа в предоставлении субсидии. Судом было установлено, что истец в период с 08 августа 1983 года по 09 сентября 1995 года работал в Камчатской области, относящейся к районам Крайнего Севера, после чего выехал оттуда на новое место жительства, таким образом, его стаж работы в указанных районах составляет 12 календарных лет.

В период проживания в Камчатской области истец в 1991 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района по месту жительства. В дальнейшем он был исключен из списков очередников в связи с выездом за пределы Камчатской области. 01 сентября 2006 года он был принят на учет на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения на семью из двух человек в администрации по новому месту жительства в Московской области.

Однако в июне 2007 года он был снят с учета на получение жилищной субсидии, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет, что противоречило требованиям Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

. Верховный Суд РФ отметил, что нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал, что истец имел право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Поскольку в администрацию муниципального района с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии истец впервые обратился только 11 апреля 2006 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование спорных правоотношений, в том числе в отношении стажа работы, необходимого для назначения такой субсидии, суд пришел к выводу о том, что право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством за ним не сохраняется.

Верховный Суд РФ не согласился с такими выводами и в качестве обоснования своей позиции привел Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П.

Высшая судебная инстанция РФ отметила, что из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, произвольное снятие истца с учета нельзя признать законным.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка истца в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права. Приведенное в определении Верховного Суда РФ казуальное толкование правовых предписаний, регламентирующих порядок предоставления субсидий на приобретение жилых помещений лицам, проживающим в районе Крайнего Севера, имеет важное правоприменительное значение, так как позволяет лицам, получившим право на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, обращаться с заявлением о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения после вступления указанного закона в силу.Проблема № 5.

Лишение жилищного сертификата Следует учитывать, что вопросы выдачи жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений решаются комиссиями по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Решения указанных комиссий часто становятся предметом судебного разбирательства. Основную категорию судебных споров составляют дела об оспаривании отказа комиссии о выдаче жилищных сертификатов.

Так, решением Косинского районного суда Пермского края от 13.05.2010 № 2-128/2010 было отменено решение комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, об исключении из списков получателей сертификатов на жилищную субсидию на приобретение жилого помещения. Из обстоятельств дела следовало, что Н., являясь инвалидом I группы, и ее семья на законных основаниях были включены в основной список получателей сертификата в 2010 году.

После смерти Н. решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, администрации Косинского муниципального района умершая была снята с учета как получатель государственного жилищного сертификата, а членам семьи умершей было рекомендовано переоформить учетное дело на себя.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что указанное решение вынесено незаконно, поскольку семья Н. уже была включена в основной список граждан – получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год.

В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы

«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы» в случае смерти владельца сертификата или члена его семьи производится замена сертификата с перерасчетом субсидии. Следовательно, после подтверждения получателем жилищного сертификата и членами его семьи желания получить субсидию и предоставления всех необходимых документов в орган исполнительной власти субъекта РФ, выписывающий сертификат (в данном случае — Министерство ЖКХ), им уже не может быть отказано в выдаче жилищного сертификата, а значит, они не могут быть исключены из списков получателей указанных сертификатов в этом году, поскольку у органа, выдающего сертификат, остается только обязанность этот сертификат получателям субсидии выписать или на всех членов семьи, или на изменившийся состав в случае смерти кого-либо из получателей субсидии. Таким образом, следует иметь в виду, что внесение в основной список граждан-получателей государственного жилищного сертификата дает право членам семьи умершего обладателя сертификата требовать его замены с перерасчетом субсидии.Выводы Анализ судебной практики, связанной с делами о переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, позволяет сделать следующие выводы: 1.

Лица, отработавшие в указанных регионах не менее 10 лет до 1998 года, имеют право на получение жилищного сертификата, несмотря на то что в 1998 г., после введения в действие Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, минимальная планка трудового стажа, дающего право на получение жилищного сертификата, была поднята до 15 лет. 2. Лица, получившие право на жилищный сертификат до введения в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, имеют право обратиться за его получением, несмотря на изменение законодательства. 3. Граждане РФ имеют право требовать увеличения размера субсидии, если она выдана с нарушением установленного срока и на момент ее получения изменились условия, в соответствии с которыми производился расчет суммы субсидии (увеличился трудовой стаж гражданина или изменились цены на жилье).

4. Смерть получателя жилищного сертификата не лишает членов семьи умершего права требовать замены сертификата с перерасчетом субсидии в случае внесения умершего до его смерти в основной список в соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. 5. В настоящее время судебные инстанции не выявили коллизий между материальными нормами закона и процессуальными нормами подзаконных актов, регламентирующих предоставление жилых субсидий для приобретения жилых помещений.

  1. , доцент кафедры международного права и прав человека МГПУ

Источник: журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет

Юристов онлайн Вопросов за сутки Вопросов безответов Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

В Госдуме предложили перераспределять средства на жилье между регионами Крайнего Севера

Москва, 12 июля.

В Государственной думе России предложили перераспределять средства, выделенные на предоставление жилищных субсидий, от которых отказались северяне по итогам года, между регионами Крайнего Севера. По мнению экспертов, экономия должна составить миллионы рублей.

Ранее был принят законопроект, уточняющий условия предоставления жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера.

Документ определяет условия, при которых граждане могут получить сертификат на жилье.Как пишет «», было предложено исключить из очереди россиян, которые отказались от получения жилищной субсидии, поскольку не хотят уезжать из районов Крайнего Севера.

Магаданская областная дума и правительство Магаданской области предложили внести ряд поправок. Их подготовила член Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.Изменения касаются списка уважительных случаев, при которых граждане могут отказываться от получения государственного жилищного сертификата без потери в дальнейшем права на жилищную субсидию.Ранее сообщалось, что ипотека под 2% для жителей Дальнего Востока будет доступна уже в этом году. Минвостокразвития России выделил 15 миллиардов рублей на для дальневосточников.

Первые ипотечные договоры жители Дальнего Востока смогут оформить уже к концу 2020 года, об этом сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.Как сообщили в пресс-службе Минвостокразвития России, льготный ипотечный договор будет выдаваться сроком до 20 лет, без первоначального взноса.

Максимальная возможная сумма кредита составляет четыре миллиона рублей. Данная система будет актуальна для участников программы «Дальневосточный гектар», а также для молодых семей, в которых возраст супругов составляет менее 35 лет. Глава ведомства, отметив данные статистики по регионам Дальнего Востока, заявил, что министерство таким образом хочет помочь молодым семьям решить вопрос с жильем.Напомним, президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия должна успешного социального развития.

Глава ведомства, отметив данные статистики по регионам Дальнего Востока, заявил, что министерство таким образом хочет помочь молодым семьям решить вопрос с жильем.Напомним, президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия должна успешного социального развития. Россия может и должна стать примером успешного социального развития.

Об этом говорилось в телеграмме президента РФ Владимира Путина участникам, организаторам и гостям III Форума социальных инноваций регионов, опубликованной на сайте Кремля.

Глава государства отметил, что мероприятие собрало в столице большую и сплоченную команду из разных регионов России, в которую вошли представители органов власти, бизнесмены, эксперты, представители социально ориентированных НКО и волонтеры. По словам Владимира Путина, этих людей объединяет серьезная задача, которая заключается в повышении качества жизни людей.

«Убежден, Россия может и должна стать примером успешного социального развития, потому что смыслом, сутью нашей политики является человек, создание лучших возможностей для семьи, роста её благополучия и воспитания детей»

, — сказал Владимир Путин.

Президент России подчеркнул, что развитие здравоохранения и образования, а также поддержка семьи и улучшение демографической ситуации являются национальным приоритетом.

Как встать в очередь на предоставление субсидии?

Формирование очереди на жилье северянам происходит по следующему принципу:

  1. 5-я очередь. Трудоустроенные лица с учетом имеющегося северного стажа.
  2. 1-я очередь. Лица, покидающие города, поселки и полярные станции на северных территориях в связи с их закрытием.
  3. 2-я очередь. Инвалиды 1 и 2 группы, включая инвалидов детства, рожденных в северных районах.
  4. 4-я очередь. Лица, и стоящие более одного года на учете в службах занятости территорий, считающихся Крайним Севером.
  5. 3-я очередь. Лица . Величина субсидий зависит от длительности северного стажа работы.

Очередность выплат зависит от даты подачи заявления и присвоенного номера. Предварительно создаются списки граждан, которые имеют право на выплаты.

Это позволяет сформировать государственный бюджет на год.

Перечень лиц, претендующих на дотации, утверждается каждый год до 15 февраля. Правом на внеочередные выплаты субсидии обладают:

  1. Семьи, живущие в аварийных домах.
  2. Лица, достигшие пенсионного возраста со стажем работы на севере свыше 40 лет.
  3. Граждане с хроническими недугами, протекающими в тяжелой форме.

Узнать очередь можно после отправления письменного запроса в исполнительный орган, отвечающий за начисление выплат.

Муниципальные власти обязаны в свободном доступе размещать списки граждан, стоящих в очереди на получение субсидий. Существуют также специальные ресурсы, предназначенные для информирования населения по данным вопросам. Для начисления субсидий следует обращаться в местные органы власти.

Порядок обращения граждан за материальной выплатой:

  1. Через 15 дней после регистрации заявления соответствующие органы осуществляют постановку в очередь или отказывают в этом.
  2. Постановка в очередь на субсидии.
  3. Результат сообщается гражданам не позднее 5 дней после окончательного решения.
  4. Написание заявления и подача документов согласно установленному перечню.

Механизм предоставления жилищных субсидий выезжающим из районов Крайнего Севера предложили упорядочить

ФОТО: PIXABAY.COM Для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следует установить условие об отсутствии других жилых помещений на территории России за пределами районов Крайнего Севера, а для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, установить условие о необходимости в улучшении жилищных условий при неполучении субсидий на эти цели ранее.Соответствующий законопроект направлен на рассмотрение Госдумы группой депутатов во главе с Валентиной Рудченко и сенатором Арамаисом Даллакяном. В пояснительной записке к документу, текст которого имеется в распоряжении «Парламентской газеты», отмечается, что документ разработан для исключения неоднозначности в толковании законодательства о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.Законодатели, в частности, обратили внимание, что преамбула соответствующего Федерального закона устанавливает право на предоставление за счёт бюджетных средств жилищных субсидий на приобретение или строительство квартир и условия их предоставления россиянам, выезжающим из районов Крайнего Севера, а также гражданам, уже выехавшим из указанных районов и местностей после 1 января 1992 года.В статье 1 указанного Федерального закона прописаны условия, на основании которых гражданам предоставляются жилищные субсидии, а именно гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим другого жилья на территории России за пределами районов Крайнего Севера или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.Однако авторы инициативы полагают, что в указанной норме не разграничены категории граждан, которым должны предоставляться жилищные субсидии в случае отсутствия у них других жилых помещений либо в случае необходимости в улучшении жилищных условий.Подобное положение ведёт к постоянному увеличению количества граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих жилые помещения на территории России за пределами удалённых северных территорий, но нуждающихся в улучшении жилищных условий.Вместе с тем, по состоянию на 1 января текущего года на получение жилищных субсидий только для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей претендуют 198 863 семьи или 461 739 человек.Средств на эти цели необходимо в объеме свыше 350 млрд. рублей, однако, в 2017 году выделено 3,9 млрд.

рублей, на 2018 и 2020 годы предусмотрено финансирование 5,6 млрд. рублей и 5,3 млрд. рублей соответственно.За счёт указанных средств планируется обеспечить жильём всего не более 7,1 тыс.

человек. При таком финансировании потребуется до 100 лет, чтобы обеспечить жильем всех состоящих в очереди на 1 января 2017 года.В этой связи законодательство, по словам парламентариев, нуждается в упорядочении алгоритма переселения из районов Крайнего Севера и предоставлении переселенцам соответствующих жилищных субсидий. Автор: Ещё материалы: , ,

10073 25.12.2017 20:40

Судебная практика и законодательство — 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

1. Настоящая методика устанавливает порядок распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

(далее соответственно — средства федерального бюджета на социальные выплаты, социальные выплаты, Федеральный закон).

Федеральным от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

(далее — Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.

гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Федерального от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.

4188; 2011, N 30, ст. 4560) и Федерального от 17 июля 2011 г.

N 211-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4559; 2013, N 27, ст. 3437) — серии «ПС»; з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Федерального «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; в графе «Норматив предоставления социальных выплат (КТ)» (для формы бланка согласно к настоящему порядку) указывается норматив предоставления социальных выплат, установленный Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4188); Во исполнение Федерального закона

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.

4188) Правительство Российской Федерации постановляет: В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В.

Крицкая оспаривает конституционность Федерального от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

(в первоначальной редакции), в том числе ряда положений его , и , а также Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утверждено в порядке реализации названного Федерального Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879; оспаривается в редакции Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821). В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.А.

Андреев оспаривает конституционность Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

, согласно которой право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

По мнению заявителя, названная ухудшает его положение по сравнению с ранее действовавшим нормативным регулированием, предоставлявшим право на получение непосредственно жилого помещения, и тем самым нарушает его право, гарантированное Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации дополнить эту положением о праве инвалида получить по своему выбору либо жилищную субсидию, либо квартиру, равную по стоимости величине жилищной субсидии. 2. Разрешить в 2005 году участие кредитных организаций, отобранных ранее на конкурсной основе для реализации «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, в финансовом обслуживании мероприятий по реализации Федерального от 25 октября 2002 г.

N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

.

Вопиющая проблема

В запросе на имя Дмитрия Медведева сообщается, что правительством РФ до настоящего времени не исполнен пункт 6 постановления Госдумы от 21 ноября 2018 года «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в части подготовки предложений о комплексном решении вопроса обеспечения жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.«Кроме того, вышеуказанными законопроектами не предусмотрено выделение необходимых бюджетных ассигнований на жилищные сертификаты для переселения жителей из населенных пунктов, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и закрывающихся в соответствии с законодательством РФ на основании решений органов власти субъектов», — говорится в документе.Также в нем отмечается, что для решения этой проблемы в бюджете на 2020 год необходимо предусмотреть дополнительные 590 млн рублей.Как пояснил «Известиям» Николай Харитонов, пока сложно назвать точное количество закрытых населенных пунктов и число семей, которые требуется переселить, так как эти цифры постоянно меняются. Вместе с тем, по словам депутата, в обеспечении финансирования жилищных сертификатов остро нуждаются и жители действующих населенных пунктов, которые хотели бы покинуть регион.— Проблема вопиющая. Сегодня для получения сертификата человеку потребуется 50–60 лет.

За это время он уйдет из жизни, — заявил Николай Харитонов.По данным Минстроя, на январь этого года на учете состоит 190,94 тыс. семей, имеющих право на получение субсидии.

Для их обеспечения из федерального бюджета необходимо выделить 473 млрд рублей.Проблему хронической невыдачи сертификатов в комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считают недопустимой. Так, зампред комитета Оксана Бондарь отметила, что на эти цели, по ее данным, в 2020 году выделен лишь 1% от требующихся средств.— Доклад на эту тему я сделала 12 ноября на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Так, зампред комитета Оксана Бондарь отметила, что на эти цели, по ее данным, в 2020 году выделен лишь 1% от требующихся средств.— Доклад на эту тему я сделала 12 ноября на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Озвучила поправки свои и других членов комитета.

В них идет речь о дополнительном финансировании программы в целом (на все очереди северян) и о том, чтобы направить на жилищные сертификаты для одиноко проживающих 80-летних «северян» в 2020 году 2,4 млрд рублей за счет экономии средств, образовавшейся в бюджете Пенсионного фонда РФ по итогам 2018 года, на компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, — пояснила «Известиям» депутат.По данным Минстроя, речь идет о 1471 северянах. Как сообщила Оксана Бондарь, министерство предложило разработать для них отдельные правила предоставления социальных выплат в рамках госпрограммы

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»

.К сожалению, отметила парламентарий, эти предложения не были поддержаны Минфином России. Однако она рассказала, что на прошедшем 12 ноября заседании представитель правительства сообщила депутатам, что вопрос будет рассмотрен 14 ноября на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой.

Планируется обсуждение сложившейся ситуации по детям-сиротам и жилищным сертификатам.— Уже 15 ноября бюджетный комитет Госдумы проинформируют о решениях по итогам данного заседания, — пояснила Оксана Бондарь.

Госдума вернулась к вопросу переселения северян в климатически благоприятные регионы

17-01-2019, 12:05 Автор 17-01-2019, 12:05 Просмотров: 921 Депутат от НАО Сергей Коткин вошел в состав профильной рабочей группы по вопросам обеспечения жильем северян Фото: пресс-служба НРО «Единой России»Госдума займется поиском новых подходов к проблеме переселения граждан с Крайнего Севера в климатически благоприятные регионы России. Сергей Коткин вошел в совместную рабочую группу Государственной Думы и Правительства РФ по вопросу обеспечения жильем северян, сообщает пресс-служба Ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия».В Государственной Думе РФ прошло рабочее совещание по вопросу обеспечения жильем одиноких граждан, достигших 80 лет и старше, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.Как сообщил депутат Госдумы от НАО Сергей Коткин, совещание было организовано Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

В обсуждении принял участие заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев.На совещании поднимались вопросы переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы.

«Депутаты в своих выступлениях отмечали, что действующая программа переселения сегодня фактически не работает, в прошлом году на ее финансирование было направлено из федерального бюджета около 5 млрд рублей для всей России, это капля в море»

, — говорит Сергей Коткин.Так, в НАО в очереди на переселение в благоприятные регионы стоят сегодня более двух тысяч человек.

В 2016 году жилищные сертификаты получили 40 семей, в 2017 году – 32 семьи, в прошлом – около двадцати.«Чтобы переселить всех желающих и решить проблему только в нашем регионе, потребуются десятилетия, — заметил парламентарий.

– Такое положение дел, конечно, никого не может устраивать».Поэтому, как сказал Коткин, нужно или существенное увеличение федеральной составляющей финансирования программы переселения, или новые подходы к строительству жилья для северян-переселенцев в климатически благоприятных регионах.По итогам совещания была создана совместная рабочая группа Государственной Думы и Правительства РФ, которая займется поиском новых подходов к проблеме переселения граждан с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в климатически благоприятные районы.

В состав рабочей группы вошел депутат Государственной Думы от Ненецкого автономного округа Сергей Коткин.

Следите за нашим чтобы быть в курсе последних новостей

На Север надейся, а сам не плошай.

Государству надо уточнить надбавки для северян

В этом году Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, в котором уточнялась терминология в статье 35 ФЗ о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Речь об изменении термина «трудовая пенсия» на «страховую пенсию». Несмотря на технический характер законопроекта, повод для разговора о господдержке северян есть.

Российский север обеспечит будущее России Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики.

Создана профильная госкомиссия во главе с вице–премьером Дмитрием Рогозиным. В недавней «прямой линии» Президент РФ заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

За этим стоят экономические, геополитические и оборонные основания. На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга.

Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Но. не намного легче условия жизни и в прилегающих к ней территориях. Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

Развивать и Арктику, и остальные северные территории нашей страны без людей невозможно. Для этого им надо создавать нормальные, человеческие условия жизни и труда. Не стоит полностью отбрасывать прежний опыт.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, – напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, – районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое»

. Это привлекало молодежь к освоению северных и дальневосточных территорий.

Ведь уровень дохода северян, как и прожиточный минимум, были значительно выше среднего по стране.

Разумеется, и цены на товары тоже были выше, но они регулировались государством. При этом молодые специалисты обеспечивались не только хорошооплачиваемой работой, но и жильем.

Что актуально и сегодня. Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены. Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, – признает он, – мы в большом долгу перед избирателями»

.

О человеческом измерении политики В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям лежит ФЗ–4520–1, принятый еще в 1993 году.

Нынешнее изменение в него – 14–е по счету. Большинство норм закона–ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Список госгарантий обширен. Нет смысла приводить его полностью.

Назовем лишь некоторые – применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства. Гарантий хороших и разных много.

Но в итоге. исход населения с Северов.

Почему сегодня туда не стремятся за «длинным рублем»? Потому что нет его там. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а – чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально.

Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным, по тогдашним стандартам, для дальнейшей жизни. Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения. Исход начался в 90–е и не прекратился до сих пор.

Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом.

Сравните. В 1980–1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем, каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

Легче соцпакет — труднее жизнь Естественно, что в совершенно иных социально–экономических условиях, сложившихся после 1991 года, государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.
В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году. Речь шла о ее модернизации и вписывании в современный уровень развития экономических и федеративных отношений.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ–122. По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ – региональными. Если организацию финансирует местный бюджет – соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах – работодателем.

Казалось бы, логично, исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств.

И в результате права работников не соблюдаются. В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае, Архангельской области.

Профсоюзный лидер обратился к Президенту РФ и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области (где 59 процентов территории относится к арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

Чтобы поддержать бизнес на северных территориях, он предлагает использовать такие меры, как снижение страховых взносов во внебюджетные фонды и введение системы корректирующих коэффициентов при определении финансирования в рамках федеральных госпрограмм.

Но это проблемы бизнеса. Северянам от этих объяснений ничуть не легче. Они на себе почувствовали, что значит, когда бизнес, озабоченный соображениями рентабельности, сбросил с себя «социалку», а перехватить ее в полном объеме государство не смогло или не захотело.

Компенсации – это не льготы За невидимыми миру битвами при прохождении многих законопроектов скрываются интереснейшие сюжеты. Когда в 90–х годах принимался ФЗ–4520–1, возникла дискуссия о его названии.

Казалось бы, какая разница – написать «о предоставлении льгот» или о «госгарантиях и компенсациях»? На самом деле большая! Условная партия «северян» тогда победила.

Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера. Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма.

Дети часто болеют. Много легочных заболеваний, бронхиальной астмы.

Они нуждаются в длительном пребывании в средней полосе или других, более южных районах.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые лесные школы, куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода.

Огромное внимание уделялось летнему отдыху.

Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории. Все оплачивалось государством. Министерство соцразвития финансировало и контролировало эти вопросы.

«Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, – говорит Игорь Шпектор.

– У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить.

Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости.

Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это первое. Второе – поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается».

Пора модернизировать закон о госгарантиях При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики.

Население Северов стареет и уезжает. В то же время там есть много сырьевых районов и производств.

Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно. Мой собеседник, отдавший Северу 35 лет жизни, размышляет. Эту проблему, по его мнению, можно было бы решать путем отселения.

Да, выдача жилищных сертификатов ведется.

Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше. Да еще растет цена на квадратный метр.

Понятно, чем это оборачивается для северян.

Поэтому с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Наконец, – так государство проявит гуманное отношение к людям, которые десятилетия отдали отдаленным суровым краям. Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну если на следующий год планируется секвестировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН. По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны – абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет. Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях. Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам – это традиционные, но урезанные, меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.
Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам – это традиционные, но урезанные, меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы – предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание, в первую очередь, в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике – в полную силу себя еще не проявили. Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение.

Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен.

Отсутствие дорог, систем водо– и теплоснабжения в условиях XXI века – большой минус для бонуса в виде надела земли.

Опережающему развитию – опережающее финансирование С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов: «Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствует целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики. Наш Комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово–кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь – федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады. Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году». Наряду с этими мерами, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера.

Это касается пенсионеров–северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет. «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, – подытоживает председатель профильного комитета. – Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки.

Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса». Какой же вывод из сказанного? Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов, требуются люди.

А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Поэтому государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться. Ведь именно уменьшение в 90-е годы соцпакета едва ли не до нуля заставило северян побежать из отдаленных, но обжитых районов.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы вдруг заняла очень большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Людмила Глазкова

Законодательные аспекты жилищного субсидирования выезжающих из районов Крайнего Севера обсудили в Госдуме

21 марта прошло заседание круглого стола Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока на тему: «О реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Участниками заседания стали депутаты Государственной Думы, представители Министерства строительства и ЖКХ и органов исполнительной и законодательной власти северных территорий.

Председатель Комитета сообщил, что живущие на Севере ждут переселения 20-30 лет. Более 200 тысяч семей стоят в очереди на получение жилищной субсидии, из них самая многочисленная категория очередников – это пенсионеры.

Председатель Комитета считает, что программа переселения с Крайнего Севера недостаточно финансируется, в бюджете этого года на нее предусмотрено 3,9 миллиарда рублей.

«Есть регионы, где выделяется в год всего по одной субсидии»

, заявил .

«Финансирование программы нужно расширить минимум до 10 млрд рублей в год»

, — уверен он. Заместитель Министра строительства и ЖКХ Елена Сиэрра уверена, что повышению эффективности расходования субсидий будет способствовать их распределение в регионы напрямую через бюджет, а не постановлением Правительства России.

«Если в бюджете будут заложены деньги для каждого субъекта, то до адресата они дойдут уже в начале января»

, — пояснила она. По данным замминистра есть примеры, когда крупнейшие промышленные предприятия региона принимают участие в программе переселения, в результате чего совместными усилиями удалось переселить 5000 семей. Инициативу одобрил аудитор Счетной палаты России Юрий Росляк.

Он предложил схему, когда работодатель формирует именные счета каждого работника, на которые начисляется некоторый объем средств для последующей покупки жилья.

«Граждане работают на конкретного работодателя, и он должен принимать участие в обеспечении жильём людей, которые трудятся на предприятии»

, — сказал Ю.Росляк. Участники круглого стола согласились, что если бы работодатели частично финансировали программу, то реализовать ее удалось бы гораздо быстрее.

Положения о таком государственно-частном партнерстве могут внести в Закон

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера»

.

Заместитель Председателя Госдумы призвала к созданию стратегии развития северных территорий.

По ее прогнозу, для переселения выезжающих из Воркуты понадобится 80 лет.

По итогам заседания Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока были выработаны рекомендации: Государственной Думе в приоритетном порядке рассмотреть законопроекты №906916-6 «» в части урегулирования вопросов, связанных с жилищных субсидий; Правительству Российской Федерации: предусмотреть при разработке проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов увеличение ассигнований на мероприятия по переселению граждан из районов крайнего севера до 10 млрд в год. 21 марта 2017 года

Госдума подняла пенсии северянам и разрешила «вывозить» их на материк

Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее — Федеральный Закон № 312-ФЗ) был принят 1 декабря 2007 г., но жизнь внесла свои коррективы.

Размер базовой части пенсии определен выше, чем это предполагалось при первом чтении законопроекта, и 1 января 2008 г. начнутся выплаты базовой пенсии северянам в повышенном размере. Причем теперь повышение будет считаться не от размера базовой части пенсии с 1 октября 2007 г., а от размера с 1 декабря 2007 г.

Повышение в 1,5 раза для тех, кто трудился не менее 15 лет на Крайнем Севере, и в 1,3 раза для тех, кто не менее 20 лет трудился в местностях, приравненных к Крайнему Северу. После принятия Федерального Закона № 312-ФЗ для северян размер базовой части пенсии с 1 января 2008 г.

равен 2340 руб., для достигших 80 лет или инвалидов I группы — 4680 руб. Для работавших в местностях, приравненных к Крайнему Северу, — 2028 руб., для достигших 80 лет и инвалидов I группы — 4056 руб.

9 октября 2007 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий сохранение «северных» надбавок при переезде пенсионеров в другие регионы.

Этот документ имеет четырехлетнюю историю, недаром глава Госдумы прошлого созыва Б. Грызлов назвал его «выстраданным» и подчеркнул, что когда закон начнет действовать, все пенсии, назначенные в России, не будут зависеть от места проживания пенсионеров. Законопроект был внесен группой депутатов-северян, в т.ч.

первым вице-спикером Госдумы прошлого созыва О. Морозовым, вице-спикерами В. Володиным, В.

Пехтиным и А. Чилингаровым, председателем комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока В.

Пивненко, депутатами — членами комитета. Проект закона был разработан в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, длительное время проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Представляя законопроект на пленарном заседании Госдумы, Валентина Пивненко подчеркнула, что этот документ распространяется практически на все категории пенсионеров-северян и предусматривает внесение изменений в ст.

14 и 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По действующему законодательству базовая часть трудовых пенсий по старости и инвалидности выплачивается пенсионерам, пока они живут на Севере, с учетом районного коэффициента, а при выезде в другие регионы размер базовой части определяется в обычном порядке. Правительство мотивировало такое положение тем, что надбавки к базовой части пенсии — это пособие, выдаваемое государством с целью компенсировать дороговизну товаров в северных регионах.

Если человек покинул эти места, дороговизна ему больше не угрожает, а с ней пропадает и основание для надбавки. Противники, в свою очередь, заявляли, что уменьшение пенсии при переезде попросту не позволяет людям на старости лет сменить условия проживания на более комфортные. В результате было найдено компромиссное решение: согласно новому законопроекту пенсионеры, переставшие быть северянами, получат строго фиксированную прибавку к базовой части трудовой пенсии.

Законопроект быстро прошел все чтения, 16 ноября 2007 г. был принят Государственной Думой, 23 ноября 2007 г.

одобрен Советом Федерации и 1 декабря 2007 г. подписан президентом В. Путиным. Согласно Федеральному закону № 312-ФЗ гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) или не менее 20 лет (женщины), размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2008 г.

устанавливается в сумме 2340 руб. в месяц. А лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — 4680 руб.

в месяц. При II степени инвалидности базовая часть пенсии составляет 2340 руб., а при I — 1170 руб. в месяц. Тем, кто проработал не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеет необходимый страховой стаж, размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен с 1 января 2008 г.

в сумме 2028 руб. в месяц, а лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — 4056 руб. в месяц. При II степени инвалидности базовая часть пенсии составляет 2028 руб. в месяц, а при I степени — 1014 руб.

Размеры базовой части трудовых пенсий по старости и по инвалидности лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, в соответствии с новым Федеральным законом № 312-ФЗ также устанавливаются в повышенном размере, который зависит от количества иждивенцев, возраста пенсионера, группы инвалидности и местности, где работал пенсионер, и составляют от 1690 руб.

до 7020 руб. в месяц. Согласно Федеральному закону № 312-ФЗ гражданам, одновременно имеющим право на увеличение базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент в зависимости от района проживания и на новый повышенный размер базовой части трудовой пенсии в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, предоставляется право выбора — получать обычный размер базовой части трудовой пенсии, увеличенный на соответствующий районный коэффициент, либо фиксированное повышение к этой части пенсии. По предварительным подсчетам, прибавку к пенсии получат 1,1 млн.

человек. Кстати, средства на дополнительные выплаты пенсионерам-северянам в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации уже заложены. Федеральный закон № 312-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 г.

Кстати, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от № 312-ФЗ базовая часть пенсии северян возрастет и с 1 августа 2008 г.

(Подробнее размеры базовой части пенсий всех категорий пенсионеров см.

в таблице.) Размер базовой части трудовых пенсий по старости в 2008 году в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.

№ 312-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

» Лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) Лица, не достигшие возраста 80 лет и не являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду III степени: С 1 января С 1 августа без иждивенцев 2340 руб. 2691 руб. при наличии одного иждивенца 3120 руб.

3588 руб. при наличии двух иждивенцев 3900 руб. 4485 руб. при наличии трех и более иждивенцев 4680 руб. 5382 руб. Лица, достигшие возраста 80 лет: без иждивенцев 4680 руб.

5382 руб. при наличии одного иждивенца 5460 руб. 6279 руб. при наличии двух иждивенцев 6240 руб.

7176 руб. при наличии трех и более иждивенцев 7020 руб.

8073 руб. Размеры базовой части трудовых пенсий по инвалидности Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени: без иждивенцев 4680 руб. 5382 руб. при наличии одного иждивенца 5460 руб. 6279 руб. при наличии двух иждивенцев 6240 руб.

7176 руб. при наличии трех и более иждивенцев 7020 руб. 8073 руб. Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду II степени: без иждивенцев 2340 руб.

2691 руб. при наличии одного иждивенца 3120 руб.

3588 руб. при наличии двух иждивенцев 3900руб.

4485 руб. при наличии трех и более иждивенцев 4680 руб. 5382 руб. Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду I степени: без иждивенцев 1170 руб.

1345,5 руб. при наличии одного иждивенца 1950 руб. 2242,5 руб. при наличии двух иждивенцев 2730 руб.

3139,5 руб. при наличии трех и более иждивенцев 3510 руб.

4036,5 руб. Лица, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющие страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) Лица, не достигшие возраста 80 лет и не являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду III степени: без иждивенцев 2028 руб. 2332, 2 руб. при наличии одного иждивенца 2704 руб. 3109,6 руб. при наличии двух иждивенцев 3380 руб.

3887 руб. при наличии трех и более иждивенцев 4056 руб. 4664,4руб. Лица, достигшие возраста 80 лет: без иждивенцев 4056 руб.

4664,4 руб. при наличии одного иждивенца 4732 руб.

5441,8 руб. при наличии двух иждивенцев 5408 руб.

6219,2 руб. при наличии трех и более иждивенцев 6084 руб. 6996,6 руб. Размеры базовой части трудовых пенсий по инвалидности Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени: без иждивенцев 4056 руб. 4664,4 руб. при наличии одного иждивенца 4732 руб.

5441,8 руб. при наличии двух иждивенцев 5408 руб. 6219,2 руб. при наличии трех и более иждивенцев 6084 руб. 6996,6 руб. Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду II степени: без иждивенцев 2028 руб.

2332,2 руб. при наличии одного иждивенца 2704 руб. 3109,6 руб. при наличии двух иждивенцев 3380 руб. 3887 руб. при наличии трех и более иждивенцев 4056 руб.

4664,4 руб. Лица, являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к труду I степени: без иждивенцев 1014 руб. 1166,1 руб. при наличии одного иждивенца 1690 руб.

1943,5 руб. при наличии двух иждивенцев 2366 руб.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+